Илья Муромец

— дочерние страницы:
Илья Муромец
Илья Муромец

Три поездки и смерть Ильи

Как далече, далече во чистом поле
Не белы то снежки забелелися,
Не туманушки затуманилися,
Не былинка в поле зашаталася,
Зашатался в поле старый казак,
Старый казак Илья Муромец,
А забелелась у него головушка
Со частой со седой мелкой бородушкой,
А затуманился под ним его добрый конь.
А и ездил стар по чисту полю,
А он от младости ездил до старости,
А он от старости да до гробовой доски.
Хорош был у старого добрый конь,
А батюшко-бурушко косматенький:
А хвост-то у бурушки трех сажен,
А грива у бурушки трех локоть,
И А шерсть-то у бурушки трех пядей,
А он у рек перевозу не спрашивал,
А конь реки, ведь, озера перескакивал,
Он эти мхи, болота промеж ног пускал
И синие моря на окол скакал.
Ездит-то стар по чисту полю
И сам себе старый дивуется:
«Ах ты, старость, ты старость, ты старая,
А старая старость глубокая,
А глубокая старость - триста годов!
Застала ты, старая, во чистом поле,
Во чистом поле застала черным вороном,
А села ты на мою на буйную голову!
А молодость, моя молодость молодецкая!
Улетела ты, молодость, во чисто поле,
А во чисто поле ясным соколом!»
И подъезжает он к трем дороженькам,
К трем дороженькам, к трем широкиим.
На дороженьке лежит бел-горюч камень,
На камешке подпись подписана:
«По правой ехать - богатому быть,
По левой ехать - женатому быть.
А прямо-то ехать - убитому быть».
А и тут-то старый, раздумался,
Раздумался старый, расплакался:
«А на что мне-ка старому женату быть?
А на что мне-ка старому богату быть?
Мне женитьба не ко молодости,
А богатство мне не к радости;
Я поеду в ту дорогу, где убитому быть,
А убитому быть, так не веку и жаль:
При смерти головушка шатается!»
Едет старик да по чисту полю;
Заехал ли старик во темны леса:
Что навстречу старому злые встречнички,
А денные-ночные придорожнички,
Да что сорок их четыре разбойничка.
Хотят они старого убить, погубить,
Хотят его старого ограбити!
Говорит Илья Муромец, Иванович:
«А и гой есть вы, братцы станишники,
А по-русскому - воры-разбойнички!
Убить меня старого вам не за что,
А и взяти у старого нечего:
Шубенка на мне во пятьсот рублей,
Кушачок, колпачок во тысячу,
А чуден крест на груди в три тысячи,
По карманам золотой казны сметы нет.
А косматому бурушки и цены нет!
И потому ему цены нет,
За реку он броду не спрашивал,
Он реки, озера перескакивал,
Мхи-то болота промеж ног пускал,
Он широко раздолье перерыскивал
Да от смерти меня старого унашивал!»
Вот и тут ли разбойники рассмехнулися:
«Что сколько мы по белу свету ни хаживали,
Мы такого дурака не нахаживали!
Будто что мы у старого про что спрашивали.
Что и сам ли старый дурак правду сказывает!
Ах же ты, стар-матер человек,
А и много ты стал разговаривать!
Принимайтесь-ка, ребятушки, за старого!»
Говорит Илья Муромец, Иванович:
«Ох вы, гой еси, камышнички,
По-русски - воры-разбойнички!
Дайте вы мне старому исправиться:
Будете старому и кланяться!»
Вынимает старый свой тугий лук,
, Натягивает тетивку шелковую,
Накладывает он калену стрелу.
Он стреляет не по станишникам,
Стреляет он, старый, по сыру дубу.
А смела тетивка у туга лука,
Угодила стрела в сыр кряковистый дуб,
Разбивает дуб во черенья ножевые.
Станишники с коней попадали,
А и пять они часов без ума лежат,
А и будто от сна пробуждаются,
А и все они, станишники, бьют челом:
«Ой ты, гой еси, стар-матер человек!
Ты бери с нас золоту казну,
Ты бери с нас цветно платье,
Ты бери наших добрых коней»,
Возговорит стар-матер человек:
«Кабы мне брать вашу золоту казну,
За мной бы рыли ямы глубокие!
Кабы брать мне ваше платье цветное,
За мной бы были горы высокие!
Кабы мне брать ваших добрых коней,
За мной бы гоняли табуны великие!»
Назад-то старик ворочается:
Приезжал как он ко камешку ко горючему,
Старую подпись захеривал,
Новую подпись подписывал:
«Ложно была подпись подписана:
Я съездил в дорожку, убит не бывал.
Поеду в дорожку, где женату быть!»
Выезжал как он на те на поля на чистые,
На чистые поля, на луга на зеленые.
На тех на полях чистыих,
На лугах на зеленыих,
Стоит как чудо-чудное, диво-дивное:
Городом назвать, так он мал стоит,
А селом назвать, так он велик стоит,
Стоят тут палаты белокаменные.
Сходил-де старик со добра коня,
Поставливал он добра коня
Не прикована да не привязана.
Да пошел-де стар во высок терем:
Да мосты те под старым качаются,
Переводники перегибаются,
Выходила прекрасная королевична,
Брала старика за белы руки,
Уводила в палаты белокаменные,
Ставила столы она дубовые,
Наносила все и яства сахарные,
Поила, кормила стара досыта.
Выходил стар из-за стола из-за дубова,
Да и сам говорит таково слово:
«Ты ли, душечка, красная девушка,
Да мне на старость старику бы опочинуться
Да привела его во ложни во теплые.
Да стоит стар у кровати, головой качает,
Головой качает, приговаривает:
«Да я сколько по святой Руси езживал
Та коваде я чуда век не видывал!
Да ведь эта кроватка подложная!»
Да схватил королевну за белы руки,
Бросал на ту кроватку тесовую.
Отвернулась кроватка тесовая,
Да увалилась королевна во глубок погреб.
Выходил то стар на широкий двор,
Отворяет погреба глубокие,
Выпускает двенадцать да добрых молодцев,
Да все сильныих могучих богатырей.
Едину оставил саму-да во погребе во глубокоем.
Возговорит старик таково слово:
«Ай же вы, люди добрые!
Расходитесь вы по своим землям, по своим ордам,
По своим отцам, по своим матерям!»
Назад-то старик ворочается:
Приезжал он ко камешку ко горючему,
Старую подпись замазывал,
Новую подпись подписывал:
«Ложно была подпись подписана:
Я съездил в дорожку - женат не бывал;
Поеду в ту дорожку, где богату быть!»
Едет старик по чисту полю,
Заехал ли стар во темны леса.
Стоит тут погреб золотой казны:
Повыкатил казну да Илья Муромец,
Нанял хитромудрыих плотников,
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился,
Поныне его мощи нетленные!
Да к тому-то стиху и славу поют!

Добавлено: 18 августа 2008 г. 10:36:12

23 ноября 2017 г.

1492 г. - испанский король Фердинанд объявил, что имущество испанских евреев принадлежит короне

1708 г. - ПЦ предала анафеме гетмана Ивана Мазепу, которого она же считает католиком

1906 г. - лидер мормонов Джозеф Смит оштрафован за полигамию

1935 г. - родился Владимир, митрополит Киевский

1964 г. - английская КЦ в последний раз использовала латынь при исполнении официальной литургии

Случайный Афоризм

Не существует доказательств, что человек был изначально одарен облагораживающей верой в существование всемогущего бога

Дарвин Ч.

Случайный Анекдот

Клинтон и Папа Римский умерли в один день. Клинтон попал в рай, а Папа попал в ад. Пошел Папа разбираться в небесную канцелярию, там убедились в ошибке и решили их поменять. Идет Папа в рай, встречает Клинтона.
- Я так расстраивался, что не увижу Деву Марию. но теперь так рад, что все устроилось, и я ее, наконец, увижу.
- Извини, дружище, но ты опоздал всего на один день.

  • Марк Твен. Письма с Земли
    Марк Твен. Письма с Земли

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • Отрывок из дневника Сима
    Отрывок из дневника Сима

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Мир в году 920 после Сотворения
    Мир в году 920 после Сотворения

    ...Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

  • Дневник Мафусаила
    Дневник Мафусаила

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

  • Отрывки из дневников Евы
    Отрывки из дневников Евы

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

  • Отрывок из автобиографии Евы
    Отрывок из автобиографии Евы

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

  • Дневник Евы
    Дневник Евы

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

  • Дневник Адама
    Дневник Адама

    ...Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

  • Дагестанские мифы
    Дагестанские мифы

    Дагестанцы — термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

  • Черкесские мифы
    Черкесские мифы

    Черкесы (самоназв. — адыге) — народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие — мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.027 + 0.001 сек.