Деяния

— дочерние страницы:
Деяния
Деяния

Армянское сказание об апостоле Ворфоломее

Оно не имеет ничего общего с латинскими "Страстями апостола Варфоломея". И первоначально оно было написано в южных областях Арменни на сирийском языке и лишь позднее переведено на древнеармянский. Некоторые сведения о Варфоломее содержатся также и в других армянских апокрифических сочинениях.

АРМЯНСКОЕ СКАЗАНИЕ О МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ

Главнейшим из святых апостолов - двенадцати ученикам, выпали в жребий различные народы по сошествии на них в горнице Святого Духа разделившимися огненными языками при дуновении ветра, дабы они обратили землю в небо. Они приняли рукоположение старейшинства и власть отпускать грехи и вязать, и творить знамения и чудеса, даровать разрешение недугов, исцелять болезни, изгонять сатану, избавлять от грехов, освобождать от рабства тления в свободу славы Сына Божья, ходить по заповедям Его, дабы удостоиться обещанных даров благих, ожидающих нас там (т.е. за гробом). По указанию Святого Духа они (т.е. апостолы) рассыпались по разноязычным народам - проповедовать слово жизни и просвещать их через возрождение святой купели и святой творческой силы Святого Духа.


Глава I
[Апостолы Варфоломей и Фома в Индии в городе Эдеме ]

И блаженный апостол Варфоломей, один из двенадцати, отправившись вступил в выпавший ему жребий апостольства. При начале проповеди пришлось ему с апостолом Фомой вступил в город, называемый Эдемом, недалеко от пределов Индии. Он проник в середину - в самую населенную часть города, и сел у одного источника, у которого кудесники ворожили, творили чары; где бесы являясь принимали поклонение; где обращались к источнику, как к некоему богу, и где во имя источника преподносились дары и жертвы. Здесь рассказывались и такие басни: будто этот источник самому себе обязан своим началом, что он питается силой трав, растений, семян различных деревьев, вкусом и благоуханием разных цветов - и называли этот источник Дочерью Нила.

Случилось, что однажды собралось множество жителей города на жертвоприношение: принесли золото, серебро, драгоценные каменья, дорогие одежды. При этом бесы через отверстие источника издавали звуки, заставляли воду биться высоко, покрывая ее пузырями, нагоняли ужас на зрителей и слушателей блеском огня и ревом ветра. Между тем как совершались эти ужасы, (народ) возвысив голос, громко призывал, как бога, источник по его имени, на помощь и на принятие даров. Святой же апостол стоял в изумлении и в мыслях свои х печально дивился заблуждению его и омерзительным делам, напрасному его старанию, неправильным поступкам, бесполезной трате и тщетному воплю. Толпа нагих мужчин и женщин, как гадины и отвратительные пресмыкающиеся, в грязных местах кишмя кишела, чтобы выразить свое уважение источнику и обману бесов. Тогда блаженный апостол направил свои шаги в середину толпы к источнику, снял с себя плащ, покрывавший его, разостлал его по воде и, громким голосом произнося имя Господа Иисуса Христа, сказал: "Да иссякнет этот источник на веки, да лишится он силы всякой влаги!" И тотчас высох обильный поток воды и сделался как камень. И гром перестал греметь, молния сверкать, ветер выть.

Бесы возопили, подняли крик, стали рыдать, говоря: "О Иисусе Назорей! Долго ли будешь преследовать нас бедами, не давая нам жить в бездне вод - в нашем обиталище? Ты изгнал нас со всей земли посредством креста Твоего; и теперь через своих учеников теснишь нас, преследуешь, мучаешь до наступления времени, нас ожидающего". Тогда святой апостол запретил им, говоря: "О вы, скверные, злые человеконенавистники, враги праведности, учителя заблуждения! Запрещаю вам во имя Господа нашего Иисуса Христа оставаться на этом месте!". И тотчас они скрылись и пропали, как воск который не может устоять против огня.

И многочисленная толпа, объятая ужасом, обратилась к апостолу, пала перед святым вследствие великого чудесного события, совершавшегося у источника. Некоторые пошли по окрестностям и стали разглашать великое изумительное дело и дивные знамения, совершенные апостолом. Отовсюду стекались видеть чудо; ибо издавна прославленный источник обильной воды мгновенно иссяк и скрылся.

И многочисленных жителей города стала томить жажда. И, взяв камни, они готовились бросить ими в апостола; но поражая ими сами себя, убивали друг друга, вследствие чего из них погибло около тридцати душ. Тогда святой апостол, приблизившись к умершим, положил на них руку и помолился: души их возвратились к ним, и они встали живыми. Все они поспешили, привели своих больных, одержимых злым духом, различными немощами и болезнями, расслабленных, слепых, хромых, увечных, глухих, немых, лунатиков, словом - всех му чимых различными болезнями; и он исцелял их. Тогда начал апостол проповедовать им Евангелие Матвея последовательно; они же слушая радостно принимали святое Евангелие. И вышел святой апостол за пределы города в ровное каменистое место, стал на колени, начал молиться и благодарить за благодать, открывшую их ум для разумения, внимания и принятия слова жизни, и для верования в Господа Иисуса Христа - Он же истинный бог и жизнь вечная. И совершив там знамение креста, воззвал он громогласно. И вот начала колебат ься земля страшный удар грома, расселось то место и бить стал источник обильной, приятной воды. Народ собрался там тихо и смиренно и предался радости. Апостол ввел их в воду, окрестил и просветил светом Святого Духа. И по совершении таинственной жертвы, приобщил их животворящего тела и крови Сына Божья в отпущение грехов; ибо Он есть жизнь и хранитель, через которого мы обрели веру в святую Троицу. И апостол поставил там иереев из убитых, но воззванных им к жизни, и утвердил их в истинной вере.


Глава II
[В стране мидян и эламитов]

И отправился апостол в страны мидян и эламитов, где он не мог творить чудес, потому что не был ими принят, за исключением немногих, которым проповедовал он евангелие Матфея. Эти уверовали в его проповедь, покинули все богатство мира сего и последовали за ним, и шли всюду, куда тот шел.


Глава III
[В сирийском городе Бостре]

На обратном пути он вступил в сирийский город Бостру . Случилось, что когда он входил в город, несли одного умершего двенадцатилетнего отрока, по имени Андроник, сына бострийского правителя. Множество плакальщиц при звуках труб и лиры шло за ним. Они были разделены на хоры, били себя в грудь, рыдали, проливая по нем обильные слезы. Апостол тотчас явился посреди толпы, с простертой рукой подошел к гробу, в котором лежал умерший отрок, и сказал: "Отрок, тебе говорю, встань во имя Господа нашего Иисуса Христа!" И тотчас встал мертвец - и несшие его остановились. Толпа народа, взглянув на лицо святого апостола, увидела, что пылающий огонь вылетел из уст его, вошел в уста отрока, и тотчас ожил.

Народ единогласно воззвал: "Какой-то бог явился посреди нас!" И юноши, взяв святого апостола, подняли его на руки, а другие спешили приносить жертву и дары. Святой апостол высвободился из рук их, выбежал из среды толпы, сказав громко: "Я - раб Господа Вседержителя и Сына Его Иисуса Христа, и Духа Святого, именем которого ожил мертвый тот отрок. Я послан к вам проповедовать евангелие царствия, дабы вы, приняв слово жизни, жили и обратились от суетного вашего служения, которого вы держитесь по невежеству вашему и неверию, и дабы вы познали единого истинного бога Господа нашего Иисуса Христа, сотворившего небо и землю, море и все в них находящееся." И написал он для них евангелие Матфея, которым он пользовался при проповедовании. В продолжение трех дней едва удалось ему убедить народ не приносить ему жертв. Тогда он окрестил отрока в просветление Святого Духа духовным огнем и чистой водой вместе с его отцом правителем, со всею семьей и родственниками. И назвал он отрока Матфеем по имени святого евангелиста, дав ему рукоположение на проповедь.

Вышедшие из города за отроком, видя чудеса и то, что правитель со всеми родственниками уверовал во Христа по слову и по знамениям святого апостола, пришли добровольн
о и приняли крещение в Святого Духа и в смерть Господа нашего Иисуса Христа через воду купели. И было в том городе семь капищ, в которых стояли кованные и изваянные идолы Арея и Арамазда в рост человеческий. Правитель, по повелению апостола, низвергнув разбил их и роздал неимущим и нуждающимся . И много чудес совершил апостол над больными и недужными, много изгнал бесов из города в глазах его жителей. И он воздвиг там алтарь и оставил одного из своих учеников священствовать и юношу, получившего рукоположение через освящение Святого Духа.


Глава IV
[В Германикии]

По утверждении их в святой вере, он отправился в Германикию , по жребию избранному Святым Духом. И случилось, что со вступлением его туда, молва о нем прошла по всей стороне; знамения и чудеса, совершенные святым апостолом как солнечные лучи распространялись по лицу той земли - и все спешили к нему, приносили страждущих различными болезнями; и сила Господняя была при исцелении их. Одержимые недугами и мучимые бесом, сидя на перекрестках, ожидали - не пройдет ли мимо апостол, чтобы им получить исцеление. Царь той страны, услыхав молву о безмерных его чудесах, сильно вознегодовал; послал своих рабов с приказанием заключить апостола в темницу на пять дней. По прошествии пяти дней сел он на судейское место со своими вельможами и главными германикийскими князьями, и приказал вести его.

Когда посланные пришли в темницу, вслед за ними толпа народа обступила ее - тогда из темницы просиял сильный свет, подобный солнечному свету в полдень. Страх напал на посланных, пришедших за святым мужем, чтобы вести его на суд и в место пытки. Но они, объятые ужасом, поспешно возвратились и рассказали царю и с ним присутствовавшим о великом чуде, ими виденном.

Тогда царь встал в великом гневе, встали с ним и вельможи; и дал он приказание предать огню, зажечь темницу, чтобы сгорел святой муж божий. Но он во все время нахождения в темнице молил Бога быть милостивым к своим тварям и обратить их от заблуждения, погрузившего их в мрак неведения, в бездну погибели, в дьявольский обман, и приведшего к поклонению созданиям и делам собственных рук своих. И между тем как они вращали в уме своем злой замысел против святого - разразился вдруг страшный гром, засверкала молниия из облаков; все пали на землю, обезумев и став как бессловесные животные, лишенные разума.

Святой же апостол, между тем вышел из темницы, возложил на каждого из них руку, и они пришли в себя и стали на ноги; стали просить святого апостола о помиловании, о ходатайстве его у Господа Бога о милости и даровании им исцеления от поражения, их постигшего. Но святой муж божий сказал: "У кого открыты глаза тела, тот видит только свет мира сего, но не истинный свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Если вы примете мои слова, поверите проповеданию евангелия славы единородного Сына Божья, которого я благовествую вам; то вы по вере вашей получите исцеление, которого просите у Господа через мое ходатайство, души ваши будут спасены и унаследуете свет чистейший и жизнь вечную, которую даст вам Сын Божий Иисус, если уверуете в его имя несомненным исповеданием". В ответ они сказали: "Веруем в Бога твоего, о котором ты с верой говоришь нам. Только бы не погибнуть нам, а ты озаришь нас светом". И апостол, как везде, так и здесь возвестил евангелие Матфея, пророчество Исайи, с толкованием притч, глубокомысленных мест в пророчестве и в святом Евангелии. Тут же царь с вельможами и сатрапами обратился к нему со словами: "Поспеши совершить возвещение евангельского благовествования над нами - через крещение достигнуть, как ты говорил, прощения грехов, царства небесного и исцеления от постигших нас поражений. Не замедли спасением нашим; ибо после постигшего нас наказания, мы познали теперь, что твой Бог есть Бог, и нет другого кроме Его; Ему мы будем служить и повиноваться, ибо он есть истинный Бог и жизнь вечная и спаситель мира".

Тогда святой апостол повел их к ручью, который низвергался с небольшого холма на юге, ввел в воду и окрестил их: отверзлись у них глаза и они увидели Святого Духа, несущегося по воде в виде тихого ветра и прозрачного света; Он озаряя облек их в свет, как в одежду. Апостол немедленно воздвиг алтарь: накормил их от небесного хлеба и от крови Сына Божья. Помолившись, он положил на них руку, дабы они оставались твердыми в вере, ими полученной и в свете, которым озарил их Дух Святой. Они же просили святого апостола пробыть с ними и пасти их и быть неразлучным. Но он сказал в ответ: "И другим городам надлежит мне благовествовать; ибо Христос сказал: "Идите ко всем язычникам, крестите их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Итак, сам Христос, в которого вы уверовали и просветились, приняв печать через Духа Его, да будет с вами; мы же, которым Он поручил язычников, должны исполнить Его повеление".


Глава V
[В земле парфян, мидян, и эламитов]

Отсюда святой муж отправился и прибыл в землю парфян, и мидян, и эламитов - и возвещал им слово жизни. Многие из парфян обратились к Господу сил вследствие знамений, чудес и различных исцелений от болезней, по милости Господа, через посредство святого апостола. Здесь он, просветив многих, пошел в страны парсов и магов; и начал свою проповедь обычным изложением учения по евангелию Матфея, причем он не оставил без внимания и учения магов. Дойдя до места их служения огню, которому они служили по закону магов, обратясь к востоку, воздел руки против солнца, которому они поклонялись, остановил его, и силу лучей его умалил до шестого часу дня. И знамение с неба: огненный столб стал посреди храма огня для обличения их через страх и изумление в поклонении Гелиосу, Сепу, Арею и Прену (?). Не смотря на великие чудеса и на дивные знамения, бывшая свыше, они не устрашались, но продолжали поклоняться стихиям, гордо держась суетного своего баснословия. Апостол просветил только восемь душ, которых и вывел из Среды погибшего варварского народа.


Глава VI
[В армянской области Гохтен]

И он отправился в армянскую область Гохтен, поспешая вступить в жребий Фаддея, по велению Духа Святого. Здесь он стал проповедовать слово жизни, которое было принято с великой готовностью, радостью, покорностью, и просветились крещением купели. Апостол оставил здесь иереев из тех магов, которые были его учениками и через которых Бог совершил много знамений во всех местах, куда доходили их стопы. Многих они обратили к Господу от суетного их культа; вследствие чего благодать апостольства почила на них. На 29-м году царствования Санатрука вступил святой апостол Варфоломей в Армению по повелению Святого Духа, избравшего их (апостолов) на апостольство язычников. Фома, по данному ему попечительству, написал Варфоломею, чтобы он позаботился о проповедовании Евангелия царствия как тут, так и всюду, вместо апостола Фаддея, который был один из семидесяти.


Глава VII
[В Гер-и-Заревандской области Армении]

Святой апостол по прибытии к холму Арташскому, встретил одного из двенадцати - Иуду Иаковлева. На месте, где они встретились, они поставили знамение креста Господня; после чего расстались друг от друга с великой радостью. Иуда отправился в свои места, между тем как Варфоломей вступил в Гер-и-Заревандскую область Армении, где совершил знамения и чудеса над больными, изгнал много бесов, многих просветил, утешая их учением святого Евангелия: возложил на них обязанность быть твердыми в вере, которую они принял и: и они остались верны (данному обещанию). И возложив руку на каждого из них, он поручил их божьей благодати, а сам отправился в Урбианос - город Армении . Здесь приходили к нему все одержимые различными болезнями и страданиями: он всех исцелил и просветил крещением святой купели.

Молва о нем дошла до Огохи, сестры царя Санатрука, племянника Абгара (по сестре). Она пришла в нему тайком и услышав от него слово жизни, уверовала в Господа нашего Иисуса Христа со всеми своими. Она сбросила с себя мирскую славу и, облекшись в монашескую одежду, следовала за ним всюду, как ученица апостола. Царь, узнав о случившемся, возгорел гневом, как кровожадный зверь разъяренный, и отправил тысяченачальника Терентия в
сопровождении его свиты. Тысяченачальник, по повелению царя, придя к апостолу, и увидав святого мужа, сжалился над ним; апостол же стал проповедовать ему Евангелие царствия, - и Господь открыл его ум для разумения слов его. Сам Терентий одержим был проказой: святой апостол взял и окрестил его ночью. И вот светлое облако осенило то место, и огненный свет объял освящающую купель. С выходом его (тысяченачальника) из воды, спала с него кожа, отвердевшая как древесная кора или виноградный лист - и свет облек его как одежда. При виде совершившихся чудес, многие уверовали в Господа. Когда же молва о чудесах дошла до царя, то он пришел в невыразимый гнев, и тотчас отправил другого сановника (с приказанием) немедленно покончить с ними, чтобы не последовал за ними народ. Взяли святого апостола вместе с девой, тысяченачальником и другими их последователями и представили в судилище. В продолжение целого часа били святого апостола скорпионами и считали его уже умершим, и потому повлекли его за город и бросили там. Но святой апостол был жив, силою и могуществом своего Господа, на которого на деялся. Так он лежал три часа; между тем множество народа из города и прилежащих местностей, толпившись, обступило его. По истечении трех часов зашевелилась у него рука; бросились к нему, схватили его - он приподнялся и сел. И, воздев руки к небу, сказал: "Господи Боже, Отец Господа нашего Иисуса Христа! Не выпускай из рук своих сей жребий ради Фаддея, Фомы и Иуды и меня Варфоломея, положивших столько попечений на сию страну; да не будет она попрана врагом: но даруй ей благодать твоей милости, дабы она отвратилась от поклонения суетных идолов и от неведения своего неверия. Дай ей пастыря и начальника, через которого она познала бы Тебя, единого истинного Бога, и посланного тобою Иисуса Христа. Меня же прими, Господи! И сохрани сих верующих в Тебя!" Едва он кончил, как задрожало место (где он находился) и вот светлая дуга раскинулась над святым; он же, взглянув вверх на небо, отдал душу. И распространилось благоухание. Показалось, что святой апостол Фаддей в образе телесном шел ему на встречу: и оба они обратно пошли туда, откуда шел святой муж божий, Фаддей. И ужас объял всех, и в тот день уверовали около двух тысяч душ. Все прославляли Бога за все, что совершилось. И в продолжении двенадцати дней над телом (апостола) дугообразно стоял свет.

Блаженную Огохи и тысяченачальника и многих других (царь) приказал предать мечу. Тело святого апостола положили в том же самом месте, также и прочих мучеников во славу всесвятой Троицы. Когда же загремел гром, глухие стали слышать, слепые прозрели, немые заговорили - и исцелились от своих недугов все, уверовавшие в Господа нашего Иисуса Христа через посредство святого апостола Варфоломея. И верующие, воздев свои руки, единогласно стали прославлять Господа нашего Иисуса Христа, которому купно с Отцом и Святым Духом подобает слава, и честь, и владычество ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Добавлено ок. 2006-2007 гг.

17 октября 2017 г.

1404 г. - Папой стал Иннокентий VII

1483 г. - Папа Сикст IV учредил испанскую инквизицию, поставив перед ней задачу изгнания из Испании евреев и арабов

Случайный Афоризм

Наука не может допустить бессмертия сознательной души, так как сознание есть результат деятельности элементов нашего тела, не обладающего бессмертием.

Мечников И.И.

Случайный Анекдот

За всю историю человечеством было придумано более 2870 богов. Того, кто верит в одного бога из 2870, можно считать атеистом на 99,96515%

  • Марк Твен. Письма с Земли
    Марк Твен. Письма с Земли

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • Отрывок из дневника Сима
    Отрывок из дневника Сима

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Мир в году 920 после Сотворения
    Мир в году 920 после Сотворения

    ...Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

  • Дневник Мафусаила
    Дневник Мафусаила

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

  • Отрывки из дневников Евы
    Отрывки из дневников Евы

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

  • Отрывок из автобиографии Евы
    Отрывок из автобиографии Евы

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

  • Дневник Евы
    Дневник Евы

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

  • Дневник Адама
    Дневник Адама

    ...Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

  • Дагестанские мифы
    Дагестанские мифы

    Дагестанцы — термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

  • Черкесские мифы
    Черкесские мифы

    Черкесы (самоназв. — адыге) — народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие — мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.027 + 0.001 сек.