Боги Греции

— дочерние страницы:
Мифы Древней Греции
Мифы Древней Греции

Мифы Древней Греции - сущность их становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений...

Боги Древней Греции


Посейдон, Аполлон и Артемида на собрании богов. Барельеф с восточного фриза Парфенона. Мрамор. 440 г. до н. э. Афины, Музей Акрополя.Посейдон, Аполлон и Артемида на собрании богов. Барельеф с восточного фриза Парфенона. Мрамор. 440 г. до н. э. Афины, Музей Акрополя.

Вступая по следам Гомера и других греческих поэтов в созданный их воображением Олимп, мы сталкиваемся с богами, образы которых разительно отличаются от всего того, что входит в наше понятие "бог". Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое. Они никого и ничему не учат и не наставляют, ибо у них нет твердых нравственных понятий, подобных тем, которые выражены в священных книгах современных религий. Напротив, их поведение - яркий пример "семи смертных грехов". И не случайно само понятие "грех" отсутствует в их языке. Боги лишены авторитета, без которого немыслима ни одна религиозная система. Они бессмертны, но не всемогущи, ибо над ними, как и над людьми, стоит судьба.

Местом вечного обитания богов греки считали высокую гору Олимп на границе между Фекассией и Македонией. Но это же название относилось еще к шестнадцати горам в Малой Азии, на островах Эгеиды и в южной части Балканского полуострова. Имеются основания думать, что резиденция богов перемещалась от одного Олимпа к другому по мере того, как Балканская Греция начинала играть большую роль в судьбах эллинов. Помимо того, Олимпы как бы пунктиром обозначают путь эллинского этноса из Малой Азии на Балканы.

Помимо Олимпа каждый из небожителей имел, согласно мифам, свой удел, свою малую родину, вполне конкретную местность, остров, гору. Впоследствии, когда местом почитания богов становились не пещеры и священные рощи, а искусственные сооружения - храмы, именно они считались земными дворцами богов и богинь, наряду с особым, принадлежащим каждому богу, помещением в небесных чертогах.

Родиной Зевса мыслилась гора Ида на острове Крит, местом рождения Апполона и Артемиды считался каменистый островок Делос. Гефест, родившийся на Олимпе, получил вторую родину на острове Лемнос, куда он был сброшен матерью Герой. Нетрудно понять, что стоит за этими представлениями: место первоначального почитания бесчисленных божков до их превращения в великих богов и богинь и переселения на Олимп.

С богами были соединены определенные растения, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие. Орел, считавшийся вестником Зевса и постоянно находившийся у его ног на Олимпе, очевидно, приобрел это положение потому, что еще до Зевса мыслился владыкой неба. Священными животными Афины были змея и сова, у многих народов рассматривавшиеся как носители мудрости. Трагически окончившеесе ухаживание Аполлона за прекрасной Дафной - свидетельство той роли, которую играло лавровое дерево в культе Аполлона. Равным образом с Зевсом был связан патриарх лесов дуб, с Дионисом - виноградная лоза и плющ, с Персефоной - тополь, с Аполлоном - мышь, разносчица моровой язвы, отсюда его прозвище - "мышиный". Все это информация о том времени, когда сверхъестественные силы еще не мыслились в человеческом облике.

Выделение растительной или животной основы в образе олимпийцев раскрывает их сущность далеко не полностью. Каждый бог или богиня - сложный комплекс представлений, сложившихся в ходе многовековой истории развития греческого народа и его столкновений с другими народами на территории Балканского полуострова и за его пределами. Греки это прекрасно понимали, приписывая происхождение образов и имен своих богов то первоначальному населению Балканского полуострова, то выходцам из Египта и Передней Азии. Открытие в 19-20 вв. огромного количества памятников древневосточной литературы и исскуства, значительно более древних, чем древнейшие греческие изложения мифов, позволило просветить до самой глубины олимпийских богов и обнаружить в них черты вавилонских, хеттских, финикийских богов.

Особенно очевидны следы восточного происхождения в такой богине, как Афродита. Не случайно ее земным уделом стал остров Кипр, заселенный финикийцами, географически близкий к сирийско-палестинскому побережью, где почитались Астарта и Адонис, Атаргитис и другие богини любви. Такие черты Афродиты, как страстность, изнеженность, бесспорно восходят к ее восточным предшественницам. Чуждым богом для греков-современников Гомера был и Аполлон. Недаром, согласно мифам, в конфликте между ахейцами и троянцами он выступал на стороне последних. Восточное происхождение Аполлона явствует из сходства его культовых статуэток с изображением бога-воителя в сирийско-палестинском регионе. Но в образ этого пришельца с Востока, бесспорно, вошли черты местного племенного бога-волка. Гермес был первоначально божеством догреческого населения Балканского полуострова и западного побережья Малой Азии - пеласгов.

Помимо влияния других, более древних, религий на формировании образов олимпийских богов сказались также особенности общественно-политической истории Греции. Зависимость облика того или иного бога от общественно-экономического бытия наиболее очевидна на примере таких богов, как Аполлон и Дионис. Аполлон в гомеровской религии - страж созданного богами порядка в природе и человеческом коллективе, охранитель достигнутого аристократией господствующего положения в обществе, покровитель меры во всем, в том числе и в искусстве. Напротив, Дионис - бог вина, освобождающего от скованности и общепринятых правил, бог буйного веселья, дарующий радость тем, кто был ее лишен, и прежде всего людям физического труда, бог крестьянства гористой Греции, где землями, пригодными для землепашества, обладали одни аристократы, а на мелких неудобных участках можно было разводить оливы и виноград, бог-страдалец, рожденный смертной женщиной и испытавший уже в младенчестве муки, погибший в муках, чтобы возродиться в человеке.

Родственные отношения между богами, обрисовываемые мифом, могли объясняться не только их общим происхождением и совместным вхождением в греческий пантеон, но и близостью социальных функций. Аполлон и Артемида, считавшиеся единоутробными близнецами, объединены присущей аристократии воинственностью. Война и охота (в период утраты последней хозяйственного значения) были привелегией аристократов.

Об олимпийских богах мы узнаем от эпических поэтов, авторов гимнов о богах, историков, драматургов, систематизаторов мифов (мифографов): образы богов и богинь переплавляются в горниле творческих талантов и приобретают черты господствовавшие в разные эпохи древнего мира философских представлений. Зевс Гомера - это далеко не то же самое, что Зевс Гесиода, Пиндара, Геродота, не говоря уже о Зевсе Платона, сознательно стремившегося к философской модернизации образов олимпийцев. Таким образом, неизменность и разграниченность функций богов не более чем фикция.

Образы олимпийских богов зыбки и неуловимы, как Протей. Они живут вместе со своими почитателями, обогащаясь их фантазией и интеллектом. Живут и умирают, вопреки вере в их бессмертие. Появившийся в 1 в. н.э. миф о гибели великого Пана поразительным образом донес до нас предчувствие скорого крушения Олимпа. Олимпийские боги на заре своей истории справились с титанами и гигантами, упрятав их в земные недра; они устояли в соперничестве с богами восточного происхождения, потеснившись и уступив им место на Олимпе. Но в век зарождения христианства им угрожала совершенно иная система отношений человека и бога. Они привыкли властвовать над людьми, вмешиваться в их жизнь и пользоваться их дарами, приносимыми перед храмами и домашними алтарями.

Христианство открыло новый Олимп: не где-то в небесных сферах, а в глубине человеческой души, преобразовав ее в огнедышащий вулкан веры. Бога стали носить в себе. Это был один Бог на всех, лишенный олимпийской красоты и разнообразия, умерший на кресте позорной рабской смертью, но возродившийся, сильный человеческими страстями и слабостями. И он, бросив вызов империи и ее бездушным владыкам, объединил смертных в их ненависти ко всему, что было связано с ней, в том числе и к Олимпу, который был забросан комьями грязи, злобы и презрения.

И покинули боги Олимп так тихо, что этого никто не заметил. И даже место, где они обитали, было забыто. Храмы обезобразили, превратив в церкви, в ярости разбили великолепные статуи, сбили резцом посвятительные надписи. Если и вспоминали их имена, то только для того, чтобы предать анафеме как демонов. Гибли древние библиотеки - последние прибежища муз. Горели рукописи, погружая обитаемый мир во мрак невежества и нетерпимости, предвещая, что пламя дойдет и до людей.

Но богиня памяти Мнемосина, мать муз, бессмертна, потому что жила она не на Олимпе, а среди людей, и не дала она забыть Гомера, Гесиода, Эсхила, Пиндара. И настало время, когда из их полуизъеденных мышами творений открылась запретная красота греческих преданий о богах. Ее восприняло общество, официально провозглашенным идеалом которого было страдание, воздержание плоти во имя Духа Святого. Возрожденные в сознании образованных европейцев, олимпийские боги стали духами радости, красоты, полноты чувств. Они были очищены от культа, не имели храмов и жрецов, не требовали материальных жертв, но им воздвигали невидимые храмы, жертвовали лучшие порывы души. Яркостью красок и совершенством форм на картинах художников XV-XVI вв. олимпийские боги открывали новый мир, оказавшийся хорошо забытым античным миром. Так олимпийские боги вошли в современный мир и продолжают в нем жить, ни в чем не препятствуя людям и обогащая их красотой, доблестью, душевной широтой, любовью к жизни.


Мифы и легенды народов мира. Том 1: Древняя Греция

Добавлено ок. 2006-2007 гг.

1

Оставить комментарий

Ксения

#2197

13 сентября 2014 г. 21:50:45

Спасибо!Очень мне помогло с дз(долго искала хороший сайт)

Я

#1693

9 сентября 2012 г. 12:06:05

спс всем текст очень помог сделать литература оч хорош сайт

Лиза

г.Москва,ул.Ленина

#1595

9 мая 2012 г. 11:39:24

Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть
Гера — жена Зевса, богиня домашнего очага
Посейдон — брат Зевса. Посейдон был древним морским божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней
Афина — богиня мудрости, справедливой войны. Афина - древнее божество - покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий "Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении
Афродита — идеализированное олицетворение женственности, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены
Арес — бог войны
Артемида - одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия. В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью
Аполлон в Пелапонессе считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка
Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства
Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов
Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия
Гестия — богиня домашнего очага
Алфей- в греческой мифологии бог одноимённой реки в Пелопоннесе, сын титанов Океана и Тефиды
Амалтея - в греческой мифологии - божественная коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса, которого его мать Рея укрывала от своего мужа, кровожадного Крона на острове Крит
Амфитрита - в греческой мифологии - богиня моря, дочь Нерея и Дориды, вещего старца, который живет в море
Ананке –( греч. "необходимость") - богиня, которой подчиняются другие боги, олицетворяющая неизбежность (прежде всего смерти), мать мойр
Аполон — один из главных и древнейших греческих богов, первоначально считался охранителем стад, позже он стал богом света, покровителем переселенцев, а затем предсказателем будущего и богом поэзии, музыки и всех искусств
Арес— бог войны
Ахелой— речной бог
Борей— бог северного ветра
Галло — богиня времен года

Максим

Сказание.info

Я совсем не понял, зачем это, но пусть будет...

Леро4ка

#1378

22 января 2012 г. 10:55:32

не могу выбрать кого нарисовать к уроку истории( такое множество богов))))) и выбор трудный))))))))а сайт вообще классный)))))

Максим

Сказание.info

Спартака. Ганнибала. Жану д'Арк.
Или обязательно кого-то из мифологии? Прометей. Гильгамеш. Локи.

историк

#802

22 апреля 2011 г. 10:38:45

очень хороший саит много информации спасибо

1
7 мая 2015 г.

открыт сайт духовного лидера Ирана аятоллы Сайед Али Хомейни

1073 г. - умер Антоний Печерский, один из основателей Киево-Печерской лавры, почитается как «начальник всех русских монахов»

1104 г. - Крестоносцы потерпели поражение в битве при Харране

1253 г. - из Константинополя к монголам отправилось французское посольство с монахом-францисканцем Виллемом Рубруком во главе

1917 г. - Временное правительство предоставило католической церкви право религиозной пропаганды в России

1965 г. - архиепископ Алексий (будущий Патриарх Алексий II) назначен председателем Учебного комитета

1999 г. - впервые с раскола христианской церкви в 1054 году Папа посетил православную страну (Румынию)

Случайный Афоризм

Бог есть, но я в него не верю

Осип Брик

Случайный Анекдот

Древняя Спарта. Царь перед опочивальней жены ждет рождения ребенка.
Стоит гробовая тишина. Вдруг раздаются крики акушерки:
- Мальчик!!! Родился мальчик!
Все: - Ура! У царя родился наследник! Слава царю! Слава наследнику!!!
Радостному царю на руки дают сына. Но по древнему обычаю нужно положить младенца возле меча и игрушки. Если ребенок потянется к мечу – значит, он будет хорошим царем и воином, а если к игрушке - тогда ничего путного из него не выйдет, и младенца придется бросить в пропасть.
Царь с волнением кладет сына между мечом и куклой. Никто из присутствующих не смеет и пошевелится. Вдруг ребенок протягивает руку и . . . хватает кошелек царя.
Все в непонятке смотрят друг на друга, а царь садится в кресло и устало говорит:
- Приведите ко мне Рабиновича!!!

  • Эсхил. Прикованный Прометей
    Эсхил. Прикованный Прометей

    Вот мы пришли к далеким рубежам земли, В пространства скифов, в дикую пустую дебрь. Гефест, теперь повинность за тобой — приказ Родительский исполни и преступника К скалистоверхим кручам пригвозди...

  • Гесиод. Щит Геракла
    Гесиод. Щит Геракла

    Или же та, что, и домы и отчую землю оставив, В Фивы пришла, за воительным следуя Амфитрионом, — Ратевздымателя Электриона дочерь Алкмена. Род нежноласковых жен она затмевала блистаньем...

  • Гесиод. Теогония
    Гесиод. Теогония

    С Муз, геликонских богинь, мы песню свою начинаем. На Геликоне они обитают высоком, священном. Нежной ногою ступая, обходят они в хороводе Жертвенник Зевса-царя и фиалково-темный источник...

  • Гесиод. Труды и дни
    Гесиод. Труды и дни

    Вас, пиерийские Музы, дающие песнями славу, Я призываю, - воспойте родителя вашего Зевса! Слава ль кого посетит, неизвестность ли, честь иль бесчестье - Все происходит по воле великого Зевса-владыки...

  • Руслан Хазарзар. Крест или столб?
    Руслан Хазарзар. Крест или столб?

    Начиная свои рассуждения о значении греческого слова σταυρός, Рольф Фурули заявляет: «C лексико-семантической точки зрения stauros означает «вертикально стоящий шест или столб». При этом он ссылается на академический словарь Liddell и Scott. Однако Фурули опускает одну важную деталь: в этом же словаре дано и второе значение слова σταυρός — «крест как орудие распятия»...

  • Сколько раз Россия предавала Украину?
    Сколько раз Россия предавала Украину?

    Сколько раз русские предавали украинцев? Россия предавала Украину всегда.

  • Как большевики впервые захватили Киев
    Как большевики впервые захватили Киев

    “Такого Киев не видел со времен монголо-татарского нашествия ХIII века”. - Это сравнение неоднократно встречается в воспоминаниях киевлян, которым довелось своими глазами видеть первый приход московских “освободителей” рабочего класса в их город в начале 1918 года...

  • Пять главных советских мифов о Великой Войне
    Пять главных советских мифов о Великой Войне

    Миф 1. Величайшая Битва Добра со Злом в Истории называется «Великая Отечественная Война Советского Народа против Немецко-Фашистских Захватчиков» и продолжалась 4 года, с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945...

  • А чего не через Украину?
    А чего не через Украину?

    ...Залдостанов уже заявил, что на протесты поляков ему плевать и они проедут через Польшу во что бы то ни стало. У нас, мол, есть убеждения, нас не остановить. Но при этом ночные шакалы даже не помышляют о проезде через Украину, так как прекрасно понимают - на протесты украинцев наплевать не получится...

  • О дне космонавтики, Катюше и создателях ракет
    О дне космонавтики, Катюше и создателях ракет

    Говоря о дне космонавтики, нельзя не вспомнить о более ранних разработчиках ракет, тех, кто сделал технически возможным полет человека в космос...

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.020 + 0.001 сек.