Критика

— дочерние страницы:
Критика
Критика

Выбить фундамент из-под фанатиков!

Меня зовут Евгений Брик. Я – бывший москвич. В Москве до 1996 г. работал начальником лаборатории в НИИ вычислительных комплексов им. А. М. Карцева, канд. техн. наук. С 1996 г. живу в Сан-Франциско. Первые варианты этой статьи я опубликовал здесь в двух русских газетах, одной – в Сан-Франциско и другой – в Монреале (в ноябре 2001‑го и в июне 2002‑го.). Но – это газеты с небольшим тиражом. Мне бы хотелось напечатать статью в России.
Е. А. Брик

(сокращенный авторский вариант)

В богатой истории противостояний человечества 11-е сентября 2001-го года стало началом новой эпохи. Взрыв торжества в мусульманском мире и взрыв негодования в остальной части человечества в первые же дни после чёрного вторника очень чётко обозначили этот водораздел. В этот день мир стал другим. Сегодня уже всем ясно, что этот акт был объявлением войны Соединенным Штатам. И не только Штатам, но и всему западному миру. Это – война, хотя юридического объявления войны не было, и одна из сторон, не назвав себя, начала войну средством террора против мирного населения. Имя этой стороне дала сторона, подвергнувшаяся нападению. Имя это – международный терроризм. Нужно сказать, имя неопределённое, расплывчатое. Термин был подхвачен, растиражирован и стал общепринятым. Давайте и мы за неимением лучшего будем использовать его.

В войне с международным терроризмом нет обычных атрибутов войн. Нет фронтов и окопов, нет укрепрайонов, нет дивизий и армий, нет ударных танковых групп. Зона боевых действий – весь мир. Удар может быть нанесён в любом месте.

11-е сентября продемонстрировало уязвимость Соединённых Штатов – страны, никогда не знавшей войн на своей территории. США со всей своей гигантской военной и экономической мощью неожиданно для себя обнаружили свою беззащитность перед небольшой мобильной группой людей, главным оружием которых была их решимость отдать свои жизни. Группа, использовавшая буквально подручные средства, при небольших затратах нанесла колоссальный моральный и экономический урон США – стране, которая после распада Советского Союза оказалась в беспрецедентном в истории человечества положении. В положении единственного, абсолютного мирового гегемона, получившего полную свободу рук (что США не замедлили продемонстрировать всему миру в Косово). Так, по крайней мере, многим казалось. Одним ударом эти взгляды также были разрушены 11‑м сентября.

Такого удара США не испытывали никогда. Даже при Перл-Харборе людские потери были значительно меньшими. Шок и растерянность оказались тем более сильными, что неожиданно стало ясно, что террористы-смертники в любой ситуации могут найти самые изощрённые пути.

Помимо демонстрации уязвимости США, другими, тоже достаточно очевидными, целями теракта 11‑го сентября, было запугивание противника, а также сплочение антиамериканских, антиизраильских и антизападных сил вообще.

Все эти цели понятны и я бы сказал тривиальны..

Но 11-е сентября было не только объявлением войны и не просто объявлением войны. Одновременно чёрный вторник был сигналом к началу своеобразной всеобщей мобилизации. Причём сразу же был указан основной тип оружия..

Этот небывалый в истории человечества террористический акт был проведен, как мобилизационная акция, как образец для подражания, как старт массового шахидизма. Мусульманским фанатикам-смертникам – вот кому в первую очередь был адресован этот акт. Придание ему ореола героического, привлечение в ряды террористов-самоубийц сотен и тысяч добровольцев, постановка задачи подготовки и воспитания новых и новых шахидов и создание, таким образом, своеобразного массового оружия террора – вот грозная цель организации и проведения чёрного вторника..

Массовое применение террористов-смертников по всему миру – с такой угрозой, с такой войной человечество ещё не встречалось. Смертники – очень эффективное оружие. И если оно станет по‑настоящему массовым, то лидеры, обладающие в достаточном количестве таким оружием, способны ставить перед своими воинами самые разрушительные задачи. Не нужно обладать большой фантазией, чтобы понять, что даже несколько человек, например, взрываясь поочередно один за другим, идя друг за другом по трупам, способны прорвать любую охрану любого объекта..

Достаточно простейшего анализа, чтобы увидеть многообразие возможных вариантов совершения разрушительных диверсий на гражданских объектах с использованием самоубийц. От таких акций весьма трудно защититься, с таким оружием трудно бороться. Смертник не боится практически ничего, поскольку он не боится смерти, мало того, стремится к ней. Если уж он решился, остановить его почти невозможно..

Как обнаружить шахида, когда он уже находится вблизи объекта теракта, одет как окружающие, выглядит как окружающие и со своим поясом с герметично упакованной взрывчаткой (для устранения запаха) ищет смерть и стремится к ней. Незачем обманывать себя, обнаружить такого человека невозможно. Читать мысли на расстоянии пока ещё никто не научился..

Хочется также отметить одну особенность войны с террористами-смертниками. Это очень невыгодная война: в экономическом отношении расходы сторон совершенно несопоставимы. Расходы на защиту от терактов во много раз выше расходов на их проведение. При таком соотношении расходов Западу в этой войне недолго разориться. Теракты стоят дёшево, никакого дорогостоящего высокотехнологического оружия, расходы копеечные – обучение, взрывчатка, доставка на место и всё. Организация теракта несложна. Была бы взрывчатка, пояс или сумка и был бы человек. Людей, увы, хватает. Рекрутирование производится даже через Интернет. Чтобы поддерживать постоянное напряжение, теракты достаточно проводить, скажем, один раз в две недели. Дорогостоящая же защита от терактов должна производиться постоянно и повсеместно: охрана миллионов объектов, проверка посетителей, транспорта и т. д. И всё равно эффективность защиты низка: поди проверь в метро всех пассажиров с сумками, кейсами и авоськами..

Нужно взглянуть правде в глаза и признаться, что главная, я бы даже сказал, фактически единственная задача организаторов терактов, – набор людей, согласных беспрекословно отдавать свои жизни, практически решена. Сегодня в мусульманском мире есть многие тысячи людей, готовых взорвать себя вместе с окружающими. Одновременно многочисленные лагеря и школы психологически обрабатывают и готовят всё новых шахидов из добровольцев, включая женщин и детей.

Что же делать при подобных обстоятельствах? Что конкретно? Что делать сейчас? Ждать когда количество ежедневных сокрушительных взрывов по всему миру достигнет десятков и сотен? И что делать тогда?

В потоке сегодняшних публикаций и выступлений много пишется и говорится о международном терроризме, но редко можно встретить конкретные рекомендации. В большинстве случаев это советы общего типа: западным странам нужно объединяться в борьбе с терроризмом, терроризму нужно давать самый жёсткий отпор, нужно объявить шахидизм оружием массового уничтожения, нужно отставить демократические методы ведения войны и расправляться с шахидами не как с людьми, а как с неживыми автоматами, нужно уничтожать дома и семьи шахидов, нужно строить заградительные стены и барьеры, нужно создать аппаратуру, способную обнаружить взрывчатку по запаху, и т. д., и т. д.

Да, конечно, все эти меры и другие, им подобные, способны уменьшить количество терактов, даже существенно уменьшить, но... Но, но и но. Никто не может предложить радикальных средств предотвращения. Перед убийцами, решившимися отдать жизнь, пасует всё и все. Сегодня даже можно наблюдать случаи, когда власти от бессилия и растерянности неуклюже пытаются выдавать теракты самоубийц за случайные (не террористические) взрывы. Благо от смертника мало что остаётся и можно объявить, что это был не шахид, что это просто охотник вёз в метро мешок с порохом, чтобы дома заряжать патроны. Закурил, заснул и уронил окурок в мешок (или уж полный анекдот – порох взорвался от тряски вагона). А мелкие болты в телах – это детали от креплений окон вагона, те сам
ые детали от окон, которые при взрыве внутри вагона должны вылетать наружу, а не внутрь вагона. Создаётся впечатление, что замалчивание и преуменьшение потерь становится одним из основных «способов борьбы» с терактами.

Лучше и правильнее многих ситуацию сегодня понимает и оценивает знаток истории и практики ислама американский журналист-международник, араб по происхождению, Джозеф Фарра. Его публикации всегда вызывают у меня острый интерес. Но и Фарра не знает, как решать проблему арабо-израильского конфликта и честно признаётся в этом.

Нет ли средства, способного кардинальным образом изменить ситуацию? Или ситуация является тупиковой и ислам никогда не отступит? Мусульман слишком много и за ними стоит многовековая история побед ислама, которую мусульмане помнят и никогда не забудут. И за ними стоят нефтедоллары.

Итак, что же делать? Что можно противопоставить террористам?

* * *

Давайте подумаем об элементарном. Сильнейшим из человеческих инстинктов является инстинкт самосохранения. Так устроено существо по имени человек. Таким за миллионы лет создала его природа, естественный отбор, эволюция. Это инстинкт глубокий, подкорковый. Без него человек, как вид, просто бы не выжил. Даже половой инстинкт, инстинкт продолжения рода уступает инстинкту самосохранения.

Да, конечно, известны многочисленные случаи, когда человек добровольно отдаёт свою жизнь, то есть, когда он преодолевает сильнейший из человеческих инстинктов. Конечно, можно приводить бесконечные примеры добровольных уходов из жизни. Помимо, так сказать, «обычных» причин самоубийств – актов отчаяния и безысходности, акций протеста, состояний аффекта и т. п., самоубийцы известны в истории и как оружие. Из новейшей истории достаточно вспомнить живые тараны – японских лётчиков-камикадзе второй мировой войны. Их было много – десятки, даже сотни. Но не тысячи.

Что касается смертников-террористов, то и они известны со времён глубокой древности.

Профессиональный исламский терроризм тоже изобретён не сегодня. Фактически ему уже более восьмисот лет. Его создателем следует считать Хасана ибн Саббаха (1033‑1124), реформировавшего ранний исмаилизм в новое религиозно-политическое движение, породившее наводившую ужас секту ассасинов – террористов-смертников, секту хладнокровных профессиональных убийц. Ассасины держали в страхе всю средневековую Европу. Жертвами ассасинов, в разное время, стали победитель крестоносцев султан Египта Салах‑ад‑дин (Саладин), предводитель тамплиеров Конрад Моферратский, герцог Баварский, и многие другие.

Для достижения абсолютного подчинения главари секты прибегали к следующей стратегии. В персидской провинции Сигистан была знаменитая долина Мулеба, в которой находился дворец Владыки Горы (такой титул носил Хасан ибн Саббах и его переемники). Эта долина была защищена высокими горами с отвесными утесами, а все подступы к ней охранялись неприступными крепостями. В долине цвели роскошные сады, среди которых находились великолепные павильоны, обставленные самой изысканной мебелью. Сектанта сначала одурманивали с помощью гашиша, а затем бесчувственного отвозили в долину. Там ему предоставляли возможность бродить, где захочется, и наслаждаться пищей, наркотиками и вином (обычно запрещенным для мусульман), а также прекрасными женщинами. При этом человека уверяли, что он попал в рай. Через сравнительно небольшое время его вновь одурманивали, и из Сигистана отвозили обратно. Затем его вызывал Владыка Горы и говорил, что дал ему лишь немного вкусить от прелестей рая, но если он исполнит послание, то сможет наслаждаться этим вечно. Темные, неграмотные крестьяне были после этого готовы идти на любое преступление.

Да, исламский терроризм не нов, но никогда не было размаха, подобного нынешнему. Размаха, уникального по своей массовости, по направленности террора не только на политических противников и на вооружённые силы, но и на мирное население.

Думаю, многие согласятся со мной, если я скажу, что только религия, только вера в загробную жизнь, вера в сверхестественное способна подвигнуть большие массы людей на добровольную смерть.

В любом случае, сегодня, точно также, как и в древности, для того чтобы рекрутировать в ряды исламских террористов новых смертников используется одна и та же главная козырная карта, главное оружие организаторов – религия. Только при помощи религии можно затуманить сознание в такой степени, что находятся сотни и тысячи, которые начинают верить в этот бред, в то, что сразу же после теракта и своей героической смерти шахид отправляется прямой дорогой в рай к счастливой загробной жизни с персональным гаремом из сплошных девственниц. Они верят в этот бред. Впрочем, бред это или не бред, это зависит от того, как смотреть на этот предмет и на каком языке говорить.

Можно сказать, что шахиды являются обманутыми зомбированными фанатиками, бандитами, убийцами ни в чём неповинных людей, детей и женщин и т. д.

Но можно сказать и иначе. Шахиды – это глубоко верующие люди. Верующие в Аллаха, в пророка Мухаммеда и в священный Коран. Можно даже сказать, что вера шахидов сильнее, чем вера христиан и вера представителей любых других религий, так как те неспособны на такие массовые добровольные отдачи своих жизней во имя защиты своего бога и во имя его славы, не способны взрывать себя для уничтожения иноверцев.

Но какую из этих двух позиций ни возьми, в любом случае, ясно, что всё более нарастающий сегодня международный терроризм намертво связан с религией, вернее с религиями. И эту простую истину, кажется, уже понимают многие. Но не все решаются на практические выводы и действия. Редчайшим исключением является Франция, запретившая в школах ношение платков мусульманками, больших крестов христианами и кип евреями.

Религия, вера, вера в бога, как бы он ни назывался, вот корень ситуации, вот в конечном счёте, что движет шахидами, и не только малограмотными и тёмными людьми, но и грамотными пилотами, знающими языки, знающими жизнь в Америке и в Европе. Даже они, эти пилоты, когда направляли самолеты, всерьёз верили в то, что после тарана они автоматом попадают прямо в рай к Аллаху.

Что же делать? Втолковывать массам, что ислам является мирной религией и что в Коране нет призывов к терроризму? Это дело бесполезное, так как в довольно большой главной книге ислама есть очень много непонятных и туманных мест и это позволяет по‑разному толковать эти тексты и разыгрывать карту ислама, как кому выгодно. Между прочим, это в полной мере относится и к пяти десяткам книг Ветхого завета (включая пять первых книг – Тору), и к более, чем двум десяткам книг Нового завета. При желании в них тоже можно вычитать что угодно. Поэтому бесполезно бесконечно повторять, что, вот, Христос сказал то‑то и то‑то, а рабби Акива, характеризуя иудаизм, сказал вот что.

И в Коране, и в Библии полно как фраз миролюбия, так и наоборот. В частности, в Пятикнижии много примеров истребления целых народов за то, что они веровали не в того бога. Аллах в Коране милостив, милосерден, добр, прощающ. И вместе с тем там же: сражайтесь с воинством сатаны; кто сражается за веру Аллаха получит награду великую; неверующие – злейшие враги и т. д. В Коране много доброжелательных отзывов о еврейских и христианских «пророках». Например: Скажите: «Мы веруем в Аллаха и в то, что ниспослано было Аврааму, Измаилу, Иакову и коленам Израильским, в то, что было дано Моисею и Иисусу, и что было дано пророкам от Господа. Не делаем различия между ними и мы покорны воле Бога единого». (Сура 2, аят 130).

Поэтому дело не в том, что именно написано в Коране или в Библии, а в том, кто и как их толкует, кто комментирует.

Известно, что историю движут личности, которых принято называть лидерами. А чем руководствуются сами лидеры, что движет ими, к чему они стремятся? Это тоже давно известно. Как правило, это два стимула, две цели, две главные страсти человеческие: честолюбие, оно же властолюбие, и корыстолюбие. Сами лидеры обычно люди неглупые, не верят ни в бога, ни в чёрта, и могут менять свои убеждения (даже, не свои убеждения, а, просто, свои слова), как перчатки. Ставят они на ту партию или на ту идеологию, на те средства, и в то
м числе на ту религию, которая, по их мнению, способна привести их к победе, то есть к власти или богатству, или и к тому и другому вместе.

Было бы желание и цель, а подходящие объяснения и лозунги всегда найдутся. История полна таких примеров.

Например, известное заявление «Париж стоит обедни» (это вождь гугенотов Генрих Бурбонский ради французкой короны порывает с кальвинизмом, переходит в католичество и идёт на коленях в Каноссу за благославлением Папы).

Или «...то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога». Это апостол Павел (Римлянам 2:29) – создатель новой религии – христианства, которую ему надо было отделить от старой религии – иудаизма. Этот хлёсткий лозунг «не тот обрезан, кто обрезан, а тот, кто обрезан в душе» был нацелен на привлечение в новую религию (а можно сказать – в новую политическую партию) не только евреев (первые христиане были евреи), но и другие народы.

Или «Я не против перестройки, но я за её ускорение» (это Ельцин наводит глянец на свою борьбу с Горбачёвым за власть). Ну, и так далее.

Религии, опасны не сами по себе, а как мощный инструмент, могучее оружие воздействия на массы, особенно на тёмные и малограмотные. Оружие особое, постоянное, тысячелетнее. И весьма эффективное. И сколько ни уничтожать террористов и их руководителей, терроризм этим не остановить. Обязательно появятся новые лидеры, готовые использовать эту же карту – религию и смертников. А ситуация сегодня уже такова, что среди масс религиозных мусульман найдётся много желающих повторить нынешние массовые «подвиги». Я уж не говорю о школах и лагерях по обработке детей и воспитании их в духе отдачи своих жизней во славу Аллаха. Процесс уже раскручен.

Таким образом, само существование ислама – главного инструмента мобилизации смертников, является основой современного международного терроризма.

На мой взгляд, в наступивший век массового шахидизма, совпавший с веком оружия массового поражения, пришла пора человечеству уразуметь, какую грозную опасность для самого его существования представляют из себя религии. Пора человечеству уходить из этого затянувшегося периода своей истории. Пора расставаться с религиями. Пока не поздно. Пока шахиды во славу Аллаха, во славу победы ислама во всём мире не начали взрывать себя с поясами и ранцами, начинёнными химическими, бактериологическими и атомными зарядами.

* * *

Может ли человечество прожить без религий, без всех этих сказок, последовательно, одна за другой на протяжении истории возникающих и сопровождающих людей? Может! Почему нет? Когда‑то атеистов на земле было очень мало и считались они преступниками и выродками. А сейчас, каков процент атеистов? Жаль, что статистика молчит на этот счёт. Думаю, что в развитых странах он значителен. Многие посещают храмы просто, как дань традициям и народным обычаям, как места общения, как своеобразные клубы. Многие и многие политики только прикидываются верующими из политических, деловых и иных соображений. И ничего, земля носит таких тоже, не разверзается.

Чем объясняется постепенное увеличение количества неверующих? Да очень просто – знаниями. Джеймс Уотстон, лауреат Нобелевской премии, открывший вместе с Френсисом Криком структуру молекул ДНК и совершивший этим переворот в естествознании, сказал, что прогресс человечества исходит из знания. Думаю, что эта истина настолько проста и бесспорна, что не нужно быть лауреатом Нобелевской премии, чтобы понять её и согласиться с ней.

* * *

Меня до сих пор удивляют верующие люди, которых не смущает наличие десятков и сотен взаимно отвергающих друг друга религий. Не смущает и не наводит на простую мысль, что все религии и религиозные книги – это созданные людьми сказки.

Сообщения о том, каким образом создавались тексты священных книг, иногда просто поражают. Возьмём, например, знаменитую Книгу Мормона. В начале этой книги излагается её происхождение. Описывается, как в 1823 году (!) в комнате Иосифа Смита Младшего появился человек в белой мантии по имени Мормоний. Он был окружён сиянием, не касался земли, т. е. висел в воздухе. Объявив себя вестником Бога, он передал Иосифу Смиту поручение Бога. По этому поручению и по указаниям вестника Мормония мистер Смит разыскал около деревни Манчестер в области Онтарио штата Нью-Йорк золотые листы с текстом. Листы лежали в каменном ящике недалеко от вершины местной горы. Ящик в свою очередь лежал под круглым камнем. Вестник запретил Иосифу Смиту сразу взять эти листы, и только через четыре года, 22‑го сентября 1827 года Мормоний вручил их Смиту. Через некоторое время Смит вернул эти золотые листы вестнику Бога. Наконец, в 1830 году Книга Мормона, переведенная Иосифом Смитом на английский язык, была «явлена миру». К книге прикладываются письменные показания одиннадцати свидетелей, видевших эти золотые листы. Сами же золотые листы «поныне находятся в распоряжении» вестника Бога.

* * *

Пожалуйста, не поймите меня превратно. Я не собираюсь отрицать прописные истины. Религии веками объединяли и продолжают объединять людей. Из разрозненных племён религии создавали государства, и из разрозненных государств религии создавали империи. Основоположники христианства и ислама, по‑существу, возглавили борьбу с межплеменной и межнациональной рознью, борьбу за объединение. Апостол Павел провозгласил, что «нет грека, нет иудея – есть христианин». Мухаммед в своей борьбе с главным своим противником – языческим многобожием настаивал, что все уверовавшие в Аллаха составляют единый народ.

Вера часто приносит моральное успокоение мятущемуся человеку, находящемуся под давлением различных многочисленных житейских проблем; типичная психотерапия.

Религиозные книги являются золотым фондом человечества, неиссякаемым, абсолютно ничем незаменимым источником исторических, политических, географических, юридических, бытовых и всяких иных знаний. Многие события, описанные в них, происходили в действительности. Эти книги служат уникальными пособиями для специалистов, например, для археологов. Я с огромным интересом читаю Ветхий и Новый заветы, Коран, Книгу Мормона, различные книги Свидетелей Иеговы и, уверяю вас, что это очень интересное и даже увлекательное чтение. Эту литературу надо знать. Ну, хотя бы для того, чтобы понимать шедевры искусства, не хлопать глазами в музеях и в художественных галереях. Чтобы понимать тысячи обычаев и бытовых мелочей. Чтобы читать художественную литературу, где предполагается наличие определённых знаний у читателя. Чтобы понять, например, что именно имел в виду Виктор Гюго на одном званном ужине, на котором хозяйка, к которой Гюго был неравнодушен, подкладывала артишоки в тарелку другого мужчины, удачливого соперника Гюго, и когда этот соперник взмолился и сказал, что он больше не может есть, что он уже уничтожил артишоков столько же, сколько Самсон филистимлян, Гюго тут же добавил: И тем же оружием! (Оружием Самсона было ослиная челюсть).

Считается, что вера благодатно влияет на человека, что верующий человек стремится к добру, к миру, к незлобивости, к любви к ближнему и т. д. и т. п. Можно было бы тут поспорить по некоторым пунктам, но в общих чертах такие утверждения верны. Боязнь греха, боязнь наказаний на том свете, влияние религиозных заповедей, церковных песнопений, религиозной литературы, молитв, исповедей, покаяний – всё это во многом направлено на улучшение человеческой породы, исправление нравственности и всегда способствовало этому. Церковь проповедовала и проповедует милосердие, любовь и помощь ближнему. Во всяком случае – к единоверцу. Долгое время церковь была основным источником грамоты и знаний. Библии и церкви человечество обязано уникальными шедеврами живописи, скульптуры и архитектуры.

Всё это так. И вместе с тем, много веков верующие во имя своей веры заливают планету кровью тоже верующих, но другой веры. Миллионы и миллионы полегли в этих войнах. Человеческая история – это, по существу, история религиозных войн. А в эпоху оружия массового поражения самоубийцы могут историю вообще закончить. За отсутствием фигурантов, когда творить историю будет некому.

* * *

Только ли религия способна облагородить человека? Разве не мож
ет человек быть порядочным, будучи атеистом? Может. Может и должен. Я лично в этом уверен. И эта вера во мне не слабее иной.

Часто я слышу стандартную фразу о том, что человек обязательно должен верить во что‑то хорошее, светлое и т. п. Ну что тут сказать? Если имеются в виду моральные принципы, порядочность, доброта, честность, приветливость, стремление помочь ближнему и т. д., то тут нет никаких проблем. Верьте себе на здоровье. Верьте в эти простые и всем понятные вещи, как верю в них я, и следуйте этим принципам. Это принципы общечеловеческие и следовать им нужно безотносительно, верующий ты или нет. Если имеется в виду, что человеку при болезнях, одиночестве и других тягостях жизни нужна вера, как моральная поддержка, как облегчение страданий, то я бы тут больше надеялся на куда более эффективную медицинскую помощь. Впрочем, верующие это знают не хуже атеистов и прибегают к ней не реже атеистов. К сожалению, не всем доступна медицинская помощь.

Говорят также, что налёт цивилизации на человеке тонок, что сама природа человека, его натура, особенно мужская, агрессивна и при отсутствии сдерживающих средств, при безнаказанности может легко сбросить с себя этот налёт. Действительно, такое бывает. Да, религии могут оказывать в подобных случаях сдерживающее воздействие.

Положительная роль и стабилизирующее влияние религий это прописные истины. Но что делать, если сегодня само наличие религий, угрожает существованию человечества, если положительная роль религий перевешивается их отрицательной ролью, если массовому шахидизму нечего противопоставить, если воинствующий ислам способен погубить весь мир и себя в том числе.

Помимо всего, религии часто являлись и являются тормозом развития общества, тормозом развития целых стран и регионов. В истории России и в истории мусульманского Востока православие и ислам сыграли эту роль. Роль баръеров. Схизматики и латиняне – враги православия, а неверные – враги правоверных; эти формулы веками стояли и до сих пор стоят на страже отсталости родных земель. Эти баръеры на века задержали и продолжают задерживать развитие своих стран, отгородив их от западного мира, от знаний, от прогресса. Так уж развивалась история этих стран.

* * *

Ислам наступает. Брошенное ему Косово – это мюнхенские Судеты. Кстати, заметьте, что срок между Судетами и Польшей оказался примерно таким же, что и между Косово и 11 сентября. Есть над чем задуматься. Косово – это первая победа ислама в новейшем туре борьбы ислама за мировое господство. Борьба эта продолжается полторы тысячи лет и никогда не прекращалась. И нечего тут темнить, нужно называть вещи своими именами.

Есть ли у ислама шанс завоевать мировое господство? На мой взгляд, увы, есть. Глупо в рамках статьи поднимать такую тему, но разрешите мне сказать хотя бы несколько слов. В чём сила ислама, какие у него козыри в колоде? Их несколько. Вот они.

  1. Демографическое оружие.
  2. Ислам это одна из наиболее распространённых религий. Миллиард двести миллионов мусульман живёт в 170 странах, в 24х из которых ислам является государственной религией.
  3. Нефть. То есть, возможность финансировать террор и существенно влиять на экономику Запада.
  4. Малограмотность и отсталость масс, т. е. возможность разжигания и использования религиозного фанатизма. Другими словами, – достаточное количество потенциальных шахидов.
  5. Полуторатысячелетняя история борьбы ислама.
  6. Исмаил (старший сын Авраама, внебрачный, но законный).
  7. Отсутствие сдерживающих демократических принципов.

Тут особенно нечего пояснять, может быть только пункты 5 и 6. В пункте 5 в особенности нужно отметить двухсотлетнюю историю шести крестовых походов, завоевание Византийской империи и победу над советским вторжением в Афганистан. О пункте 6 – арабы считают, что они ведут свой род от Исмаила – старшего сына Авраама. Самым опасным для Запада, на мой взгляд, являются три первых пункта взятых вместе. Это медленно, но неуклонно действующий фактор. Это пятые колонны в десятках стран. Вспомните хотя бы реакцию мусульман, проживающих в США и в Европе, на события 11 сентября.

Главным же преимуществом Запада являются неизмеримо большие экономический, научно-технический и военный потенциалы.

Ни Америке, ни Западу вообще, не стоит обольщаться на тему, что «мы воюем не с исламом, а с арабскими террористами». Не надо обольщаться. Именно с исламом. Вернее, – с террористами, использующими ислам, как главное оружие.

Да, сегодня не все мусульмане вовлечены в борьбу с Западом. Но это состояние зыбкое. При определённых обстоятельствах оно может быть быстро изменено. «Порукой» тому сам ислам. На этой почве один харазматический мулла-фанатик может сделать многое.

В качестве примера таких изменений в мусульманском мире можно привести последствия победы исламской революции, произошедшей в Иране в 1979 году. Правильно пишет Рафаэль Исраэли из Центра Политических Исследований в Израиле, что вовлечение на основе ислама Ирана – неарабской страны, не имеющей общих границ с Израилем, в антиеврейский арабский клуб и неоднократные клятвы Хомейни уничтожить Израиль, выраженные в самых ядовитых антисемитских формулировках, разожгли антиеврейские настроения мусульман далеко за пределами арабского мира.

Не пора ли перестать заливать планету кровью? Религии, религиозные войны грозят человечеству уничтожением. Соединение религиозного фанатизма с оружием массового поражения – вот грозная опасность, нависшая над человечеством.

При этих обстоятельствах, повторяю, нужно задуматься, какая чаша сегодня перевешивает на весах: смягчающее человеческие нравы положительное влияние религий или нависшие над человечеством угрозы, связанные с существованием этих самых религий. Лично я считаю, что этот вопрос человечеству пора поставить перед собой, так как он фактически касается существования самой земной цивилизации.

Конечно, и до 11 сентября люди убивали друг друга в борьбе за веру. Миллионы и миллионы полегли в этой борьбе. Я уже упоминал об этом. Почитайте страницы истории экспансии ислама, начавшейся в первом же столетии по смерти пророка. Почитайте историю шести крестовых походов – двести кровавых лет. Фактически вся история человечества – это непрерывные религиозные войны.

Я не пытаюсь выдавать себя за специалиста по религиям и не могу вдаваться в тонкости вероучений, хотя прочитал немало. Я о другом: об опасностях, которые религии, а вернее, лидеры, использующие в своих целях религиозный фанатизм, несут сегодня человечеству.

Уйти от религий значит выбить стул из-под этих лидеров и перестать заниматься тем, чем давно и успешно занимается человечество – проливанием рек крови в борьбе за несуществующее, за химеры. А точнее – в борьбе лидеров за власть и богатство. Лидеров, использующих религию, как своё главное оружие.

* * *

Незабвенный Козьма Прутков написал в своё время: «Смотри в корень!» Дельный совет. Есть проблема, перед которой всё меркнет. Это перенаселение Земли. Каждый год население Земли возрастает на 60‑80 миллионов человек! Вы представляете эту цифру? Вот откуда, в конечном счёте, все беды. Всё очень просто: Земля не резиновая. Планета не может прокормить столько народу. Никакие аграрные и технические революции тут не помогут. И никакая страна не отсидится за своими границами от этой проблемы, от толп легальных и нелегальных эмигрантов, от конфликтов и войн, вызываемых элементарной теснотой.

Религии и перенаселение Земли очень плотно связаны. «Плодитесь и размножайтесь» – не самый лучший из религиозных призывов. Куда ещё размножаться? Дальше некуда. Ни земли, ни воды, ни воздуха не хватит. Уже не хватает.

Бремя перенаселения, и без того уже лежащее на земном шаре, отягощается чётко обозначившимся соревнованием некоторых религий за увеличение рождаемости. Кто больше народу нарожает? Когда‑то Лия с Рахилью организовали такое соревнование. С крупным счётом 6:2 тогда победила Лия. Но тогда, думаю, плотность населённости была поменьше. И тогда, этим спортом занимались сёстры, и тогда, как и положено в спорте, победила дружба. Боюсь, что в нынешних соревнованиях победит не дружба. Ислам взял на вооружение демографическое оружие. Арафа
т откровенно обнародовал это. Благо доходы от нефти пока позволяют кормить новых воинов.

Что делать? Принять этот вызов и другим религиям заняться этим же? Куда ведёт этот путь? Ясно куда. Прямо в ад. В загрязнение и уничтожение природы – лесов, озёр, рек, морей и океанов. В загрязнение и перегрев атмосферы, земли и воды. Необходимо не увеличивать, а уменьшать рождаемость. Абсолютно необходимо. Уход от религий может помочь решить эту животрепещущую, на мой взгляд, главную проблему планеты.

Перенаселённость, потоки эмигрантов способны разрушить демократию легальным путём. Разве это не понятно? И Гитлер с третьей попытки пришёл к власти легальным путём, так как избиратель в Германии сидел в дыре нищеты. А перенаселение планеты всех загоняет в дыру. В несколько другую, но не менее глубокую.

Религии – это власть и религии это очень большие деньги. Власти обычно поддерживают самую распространённую в данной стране религию. Такие исключения, как в бывшем Советском Союзе, довольно редки. Почему власть поддерживает религию и не просто поддерживает, а во многих случаях держится за неё руками и ногами? Да потому, что религия это одно из важнейших орудий власти, орудие управления массами, важнейшее орудие политики. А во многих случаях религия это сама власть. Хомейни наглядно показал, как это делается, опрокинув оружием религии светское государство шаха и установив власть ислама.

Обуздать человека, сделать его послушным – одна из основных целей любой монотеистической религии. Но покорность богу это, так сказать, только теория. В реальной жизни между богом и человеком всегда стоят люди, присвоившие себе право говорить от его имени и истолковывать божественные заповеди. Поэтому покорность богу одновременно оборачивается покорностью власть имущим.

И в России церковь это орудие власти и политики. Церковь диктует свои условия властям. Ещё бы. Это голоса, это электорат.

* * *

Постепенный отход от религий может помочь планете ослабить гнёт перенаселения и прочно связанных с ним загрязнением и перегревом атмосферы, истощением недр, наводнениями, отравлением рек, озёр, морей и океанов, уничтожением лесов; поможет избавиться от кровавых мясорубок религиозных войн и конфликтов, от самоубийц, во имя веры взрывающих себя вместе с десятком или несколькими тысячами иноверцев; поможет сохранить те феноменальные по своим размерам материальные ценности, деньги, труд, материалы и время, которые тратит человечество в целом и каждый из верующих в отдельности на эти дела. И не зря я шрифтом выделил слово время. Время, потраченное на религии, религиозное обучение, отнятое от образования, от технического, промышленного, научного, культурного, художественного развития личностей и стран тормозит и отбрасывает назад, в средневековье, а то и дальше десятки стран и миллиарды людей. Время – самое дорогое в жизни. Всё можно вернуть, всё можно исправить. Только одно невозвратимо – время. Ни одной его секунды не вернёшь, хоть тресни.

Я без предубеждения смотрю на историю. От родителей я перенял полное отсутствие национализма, а от отца, кроме того, любознательность. И всегда стараюсь понять собеседника, встать мысленно на его место, понять интерес, который им движет. Стараюсь понять людей, писавших Тору, понять апостола Павла, понять Мухаммеда, писавшего (точнее, диктовавшего) Коран «под себя». И стараюсь заглянуть вперёд. Поэтому я и написал свою статью. Я пытаюсь представить Европу через пару десятков лет и меня оторопь берёт. Уже сейчас в Англии, Испании, не говоря уж о Франции, мусульманские избиратели могут на выборах склонить чашу весов в свою пользу. Разгул демократии – вот как это называется. Уже существует организация, основной целью которой является превращение Великобритании в исламское государство. И это не шутка и не глупость. Название организации «Аль-Мухаджирун». И это возможная вещь. Если ничего радикального не предпринять, это может случиться. И никто не знает, как остановить наступление ислама. Не видно сегодня среди европейских лидеров Уинстона Черчилля.

Мне могут возразить: практический отказ от религий невозможен по, так сказать, тактическим соображениям. Кто начнёт? Какая из религий первой должна «разоружиться»? Если, например, иудаизм и христианство, то что скажет ислам? Ясно, что: – Спасибо. Лучшего подарка вы мне не могли сделать! Пророк и мы с ним полторы тысячи лет твердим вам, что только мы, слуги Аллаха, единственно правоверные, а все вы остальные – неверные шайтаны. Ну, вот вы, наконец, сами это поняли и признались. Слава Аллаху! Аллах акбар!

Получается что-то вроде исторической ловушки, исторического тупика, в который человечество само загнало себя своими религиозными сказками и в нём сидит. Тем не менее, если бы правительства ведущих стран поняли необходимость отказа от религий и приступили бы к практическому решению этой задачи, то необходимые пути и способы нашлись бы.

Как я уже писал выше, недавно во Франции по инициативе Ширака был принят закон, запрещающий ношение религиозных атрибутов в школах – мусульманских платков, больших христианских крестов и еврейских звёзд Давида. Есть, значит, дальновидные ответственные руководители. Сделан первый реальный шаг в правильном направлении. Правильном – потому, что этот запрет относится сразу к трём мировым религиям и может помочь людям задуматься наконец над животрепещущей проблемой и хоть в малой степени помочь стимулировать отрицательное отношение к религиям, как к институту. Конечно, Франция в гораздо большей степени светская страна, чем религиозные, скажем, Соединённые штаты или Россия. И, конечно, Францию, что называется, припекло сильнее (я имею ввиду роль мусульманских голосов, мусульманских избирателей на выборах). Всё равно, Ширак молодец, он нащупал правильный путь, создал прецедент и этим говорит другим странам: смотрите вперёд, не ждите; вам не отсидеться от этой проблемы.

Сегодня мы улыбаемся, читая про известные споры средневековых схоластов о том, сколько чертей может поместиться на конце иглы. Когда-нибудь, надеюсь, люди тоже будут смеяться над спорами, чья религия правильнее, кто из пророков выше – Моисей, Христос или Мухаммед, кто любезнее богу – католики или гугеноты, православные или протестанты, лютеране или англикане, кришнаиты или мормоны, старообрядцы или никониане, иудаисты или христиане, христиане или мусульмане. Только для того, чтобы люди стали улыбаться таким вопросам, нужно чтобы на земле осталось кому улыбаться.

Нужно помещать в печати материалы, показывающие те опасности, которые представляют для человечества религиозные войны в век существования оружия массового поражения, почаще публиковать материалы с популярным, но толковым изложением новейших достижений науки и техники. Эти материалы должны излагаться языком, понятным неподготовленному читателю. Нужны хорошие, эрудированные авторы, умеющие доступно, не занудно, не впадая в наукообразие и вместе с тем грамотно, излагать сложные научные, технические и религиозные вопросы. К сожалению, далеко не каждый специалист, хорошо знающий свой предмет, способен простым языком объяснить непростое. Это не всем дано. Но такие авторы нашлись бы.

Очень может помочь юмор. В религиозных книгах много смешного. Например, в 19‑ом аяте 4‑ой суры Корана сказано, что измена жены считается изменой только, если это засвидетельствовано четырьмя свидетелями-мусульманами. Это откровение Мухаммеду было послано Аллахом в 626‑м году после того, как Айша, молоденькая 15‑летняя жена 55‑летнего пророка (это та самая Айша, отец которой Абу Бакр после смерти пророка в 632‑м году был избран первым халифом) не ночевала там, где ей положено, а к утру её на верблюде доставил домой молодой воин-мусульманин Савфан. Это откровение по указанию Мухаммеда было вписано в Коран. Аллах тогда вовремя погасил грандиозный скандал и спас репутацию пророка, так как свидетелей ночного путешествия Айши и Савфана не было. Это хороший пример достоинств Корана: возможность наставлять мужу рога в присутствии только трёх свидетелей должна удовлетворить любую жену. И это хороший пример того, что умному человеку Творец не откажет в помощи.

Прекрасным примером роли юмора является
«Гаврилиада» Пушкина. В своём доносе на Пушкина, посланном Бенкендорфу 8‑го марта 1826 г., николаевский жандармский генерал Бибиков называет «Гаврилиаду» «бунтовскими стихами», которые, нападая «опасным и коварным оружием насмешки на святость религии – узды, необходимой для всех народов и в особенности для русских», «разносят пламя мятежа по всем классам общества». Кстати, это прекрасное определение религии. Нужно признать, что генерал знал своё дело. И знал, о чём писал. Написано точно. Да, узда. Узда, позволяющая управлять народами, сдерживать их или наоборот – спускать с поводка, направлять в сторону, нужную и выгодную седоку. И он же (генерал) правильно уловил, что насмешка, высмеивание – это сильнодействующее оружие.

Умные религиозные лидеры давно идут на определённые отступления от канонов и именно под давлением научных и технических данных. Ещё в 1950 году римский папа Пий XII в специальной энциклике «Происхождение человека» был вынужден согласиться с правомочностью эволюционного взгляда на присхождение человека, подчеркнув, однако при этом, что «…душа человека создана Богом!»

Недавно недалеко от Сан-Франциско в Пало Алто на занятиях кружка по изучению Торы главный раввин реформаторских (не знаю, как точно выразиться) синагог Киева в своей лекции сказал, что компьютерный анализ текста Торы доказал (!), что она написана четырьмя авторами. Это раввин! После лекции при её обсуждении я сказал, что мне приятно слышать от раввина, что пятикнижие написал не бог и не Моисей, а просто четыре человека, но сказавши «А» нужно бы сказать и «Б».

– Какое «Б»? – спросил лектор.

– Зачем написали? – ответил я.

Раввин, видимо, слегка растерялся от такой постановки, и на вопрос ответил вопросом:

– Ну, и зачем?

– Вы сами знаете, – ответил я, – в Шма написано.

Раввин, умный человек, сразу понял, что я имею в виду, и быстренько свернул обсуждение.

В молитву Шма Исраэль (Слушай, Израиль) входит часть текста из пятой книги Торы (Второзаконие), где Моисей перед своей смертью завещает евреям не бояться и не щадить семь больших народов, живущих на земле, которую Господь даёт Израилю. Цитирую отрывок из этого завещания:...Когда введёт тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов (богов) их сожгите огнём; ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. (Второзаконие 7:1‑6).

Что это такое? Как такой приказ и такие действия назвать на нормальном языке? Любой юрист сегодня назвал бы это неспровоцированной агрессией, разбоем, геноцидом невинных народов и был бы прав.

Задачей авторов Торы, на мой взгляд, было дать юридическое оправдание этому разбою. Так, мол, решил бог, его воля, его приказ, а мы не виноваты. Вали всё на бога. Одновременно в Торе был изложен свод законов, гражданский, уголовный и процессуальный кодексы.

Прекрасная по тем временам это была идея – изложить на бумаге и этим узаконить желаемое. Благо письменность к тому времени уже была. Умная это была четвёрка авторов.

Примерно через тысячу лет ещё один умник по имени Савл, использовал созданный прецедент, вызвал из сравнительно недавнего прошлого имя одного казнённого римлянами в Иудее по приговору синедриона бродячего проповедника, которых немало было в те времена в римской провинции Иудее, объявил его Сыном Божьим, а себя его апостолом Павлом, написал ряд посланий и основал вторую мировую монотеистическую религию – христианство.

Ещё через 500 лет появился ещё один умник по имени Мухаммед, житель Мекки – маленького городка в Аравии. Мухаммед, хотя не знал ни одного языка кроме арабского, познакомился с обеими религиями (Варака, двоюродный брат Хадиджи – первой жены Мухаммеда, переводил на арабский язык Моисеево Пятикнижие), обдумал всё, оценил эти два прецедента и решил создать ещё одну монотеистическую религию. Ислам объединил арабов, заменив многобожие арабских племён верой в единого бога. Писать Мухаммед не умел, аяты и суры Корана он проповедовал устно (как и Христос), оглашал их, как откровения, полученные им прямо от бога или от посланных богом ангелов. Поэтому всё изложение в Коране ведётся от первого лица, то есть от лица бога. Много лет Мухаммед диктовал тексты Корана, дополнял и корректировал их в зависимости от перипетий борьбы за новую религию. Почти все главные персонажи двух предыдущих религий – Адам, Лот, Ной, Авраам, Исмаил, Исаак, Иаков, Иосиф и его братья, Моисей, Аарон, Соломон, Захария, Иоанн Креститель, Мария и её сын Иисус и другие многократно упомянуты в Коране. Многие из них названы посланниками, пророками бога. Сам же Мухаммед объявил себя главным пророком. Иса (Иисус) тоже назван одним из пророков (но не «божьим сыном»). Таким образом, Коран также плотно связан с Ветхим и Новым Заветом, как Новый Завет связан с Ветхим. И все они – Коран и семь десятков книг Ветхого и Нового Заветов намертво связаны с Торой, Моисеевым Пятикнижием. Без этих первых пяти книг не было бы и всех остальных.

Мухаммед не раз вносил изменения и поправки в Коран (как новые откровения, конечно) в зависимости от обстоятельств своей борьбы за новую религию. Между прочим, главными противниками Мухаммеда, особенно в первые 12 лет его 22‑летней активной религиозной деятельности, были не представители двух остальных монотеистических религий, а языческие племена и кланы, многобожники язычники, окружавшие его в родной Мекке, с которыми он боролся, против которых направлено большинство его сур, и из‑за вражды и бойкота которых он был вынужден со своими сторонниками мусульманами в 622‑ом году бежать из родной Мекки в Медину, покинув Каабу – храм, которому мусульмане поклонялись (впрочем, Каабе ещё до появления ислама поклонялись и язычники). Вернуться с победой в Мекку Мухаммеду удалось только через 8 лет в 630‑ом году, всего лишь за два года до своей смерти. Умер Мухаммед в 632 году. Было ему тогда 63 года. Многое в Коране после смерти пророка дописывалось по оставшимся записям и воспоминаниям его соратников и современников. В результате с Кораном повторилась та же история, что произошла и с Евангелиями: после смерти пророка Коран начал плодиться. Третий халиф Осман (годы правления с 644 по 656) уничтожил «лишние» варианты Корана так же, как Вселенские соборы убирали лишние (апокрифические) варианты Евангелий. Напомним, что, в годы миссионерской деятельности апостола Павла, авторитетного для всех евангельского текста еще не было. Принятие канона господствующей церковью было ускорено признанием христианства римским государством при императоре Константине (307‑337 гг.). Чтобы разобраться в расхождениях христиан (а в этот период шла ожесточенная борьба между ортодоксальным течением и арианством – учением, отрицающим догмат о троице), Константин потребовал, чтобы епископы предоставили ему копии священных книг. После длительных консультаций, уже после смерти Константина, на соборе в Лаодикее в 363 г. было принято решение разослать по всем христианским церквам списки канонических произведений. Согласно Лаодикейскому канону, в состав Нового завета вошли 26 писаний – все, кроме Апокалипсиса Иоанна. В 367 г. в письме епископа Афанасия были названы уже все 27 писаний Нового завета. Но этот список не был признан повсеместно. Окончательно список новозаветных книг был утвержден ортодоксальной церковью на Карфагенском соборе в 419 г. Но борьба вокруг проблемы подлинности Апокалипсиса Иоанна шла еще долго:
обязательность его включения в состав Нового завета была подтверждена только на Константинопольском соборе в VII веке.

Что-то я отвлёкся от темы. Всегда грешил этим делом.

Вот что ещё хочется сказать. Я часто вспоминаю развалины небольшого старого храма огнепоклонников, который я видел на Апшероне. Были мы там на экскурсии, когда я проводил в Баку Всесоюзную конференцию по запоминающим устройствам ЭВМ. Около этого храма сквозь трещины в почве, из‑под земли выделялись горючие газы. Подожжённые они горели вечными огнями. Храм находился среди невысоких гор, в нескольких километрах от берега Каспия. Сотни лет существовал этот храм, горели в нём эти огни и жили в нём монахи, члены секты огнепоклонников – выходцы из Индии. Жили и молились своему богу подземного огня. Но потом (ещё в царские времена) в нескольких километрах от этого храма, внизу, в долине на берегу Каспия появились нефтяные прииски. Посидели, посидели еще несколько лет эти монахи в своём храме, поглядели, поглядели на эти прииски, где тоже горели факелы. И окрестные жители, кстати, работающие на этих приисках, тоже, конечно, глядели на этот цирк. Смотрели и соображали. Долго. Наконец дошло до монахов. Кончилась их религия. И пошли они ветром гонимы. Благо, на Апшероне ветры крутые. А я ещё тогда на экскурсии подумал: могут, значит, верующие отступать перед фактами (и перед отсутствием паствы). И ещё подумал, куда они пошли? Где они, что потом делали, какими дураками себя чувствовали, на что свою жизнь положили. Может в атеизм ударились. А может кришнаитами стали, или католиками, или православными, или мормонами. Мало ли. Может быть в Аллаха стали верить, а может в Иегову или в Шиву.

* * *

Ещё два слова. Мне могут возразить: почему именно религии? Мало ли людей, которые могут объединиться вокруг каких‑то преступных лидеров, например, Гитлера. Да, конечно. Но религия – штука особенная. Гитлеры не способны так затуманить мозги, как религия, как вера в потустороннее. Поэтому вокруг Гитлера могут объединиться миллионы, а вокруг религии – миллиарды.

* * *

В заключение могу только ещё и ещё раз повторить. Религии – это мощный инструмент власти, инструмент управления психикой и поведением масс. Этот инструмент сегодня используется преступными лидерами для оболванивания широких масс с целью создания главного стратегического оружия массового террора – тысяч фанатиков-самоубийц. Тысяч – сегодня, завтра это могут быть десятки и сотни тысяч. Это оружие является абсолютным, полноценной защиты от него нет. Широкое его применение позволяет преступным силам осуществлять глубокое стратегическое планирование достижения своих целей. Фундаментом, на котором основана данная стратегия, является религия. Существует реальная угроза использования смертниками оружия массового поражения – химического, бактериологического и атомного.

Кроме того, наличие религий во многом способствует перенаселению планеты, которое, в свою очередь ведёт к загрязнению атмосферы, вод и земли, к уничтожению животного и растительного мира.

Можно сказать ещё прямее: цивилизация должна выбраться из ловушки религиозных верований. Должна, хотя бы для того, чтобы успеть противостоять ещё более опасным тупикам перенаселения и могучих, стремительно развивающихся технологий.

Странный парадокс: религиозные войны уменьшают (назовём это так) количество населения и они же, религии, способствуют перенаселению. Парадокс. Но что на свете не парадоксально?

Позвольте на этой невесёлой шутке закончить мои затянувшиеся рассуждения и извините меня за многочисленные повторы.

Статья предоставлена
сайтом «Разум или Вера?»

Добавлено ок. 2006-2007 гг.

23 июля 2017 г.

1649 г. - родился Климент XI (Джанфранческо Альбани), папа римский

1910 г. - родился Пимен (Сергей Михайлович Извеков), патриарх Московский

1979 г. - духовный лидер Ирана аятолла Хомейни запретил трансляцию музыки в связи с тем, что это развращает молодёжь

1983 г. - 3 тыс. Тамилов были вырезаны Буддистским большинством Singhala в Шри-Ланке, и 400 тыс. Тамилов сбежали в Индию

Случайный Афоризм

Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов.

Дидро Д.

Случайный Анекдот

Идет монашка мимо пивнухи. Вдруг оттуда выскакивает мужик и начинает ее избивать. Через некоторое время монашка не подает призков жизни. Мужик,отдышавшись: - Не такой уж ты крутой, Бэтмен!

  • Марк Твен. Письма с Земли
    Марк Твен. Письма с Земли

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • Отрывок из дневника Сима
    Отрывок из дневника Сима

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Мир в году 920 после Сотворения
    Мир в году 920 после Сотворения

    ...Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

  • Дневник Мафусаила
    Дневник Мафусаила

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

  • Отрывки из дневников Евы
    Отрывки из дневников Евы

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

  • Отрывок из автобиографии Евы
    Отрывок из автобиографии Евы

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

  • Дневник Евы
    Дневник Евы

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

  • Дневник Адама
    Дневник Адама

    ...Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

  • Дагестанские мифы
    Дагестанские мифы

    Дагестанцы — термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

  • Черкесские мифы
    Черкесские мифы

    Черкесы (самоназв. — адыге) — народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие — мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.064 + 0.002 сек.