русский корабль, иди нахуй
Вот серьёзно не знаю, что делать с этим сайтом. Думал ещё как-то восстановить, как будет время и натхнення...

Сейчас мне просто стыдно знать русский язык.

Былины и сказания славян


Народный эпос - произведение (или совокупность их), рассказывающее о значительных событиях в истории рода, племени, народности, раннеклассового государства. Совершались ли изображаемые в эпосе события или нет, они воспринимались как реально бывшие. Эпос существует в виде рассказов и преданий, а также в письменном изложении. Последний передаётся в форме либо отдельных коротких повествований, либо больших сводов. Былины - песенно-стихотворные эпические произведения относительно небольшого объёма.

В научной литературе русский эпос определяется по-разному: героический, богатырский, исторический. Для каждого из этих определений есть основания.

Словом герой в древнегреческой мифологии обозначался персонаж - потомок богов. В древнегреческом эпосе ("Илиада", "Одиссея") так называли отважных воинов или людей, имевших славных предков. В научной литературе об эпосе слово герой получило более широкое значение: человек, обладающий исключительными качествами, совершающий выдающиеся подвиги; деятельность его имеет значение для всего коллектива, общества. Героями стали называть положительных персонажей эпоса не только древних греков, но и других народов. Определение русского эпоса как героического ставит его в ряд эпосов, в которых главную роль играют не мифологические существа (боги), а люди, наделённые необыкновенными способностями.

Определение богатырский акцентирует внимание на национальной специфике главных персонажей русского эпоса. В былинах слово герой не встречается. Основные действующие лица их - богатыри. Независимо от того, есть в конкретной былине слово богатырь или нет его, решающее значение в ней принадлежит человеку исключительных качеств и способностей, которому под силу дела и возможности всего народа, государства, города, социальной группы. Так, богатырь Илья Муромец ("Илья и Соловей Разбойник") один уничтожает несметное войско врагов, плотно окруживших город Чернигов, побеждает опасного для людей, для всего живого на русской земле Соловья Разбойника; От Чернигова до Киева Илья едет непроходимыми лесами и болотами; причём одной рукой "рвёт дубьё с кореньями", а другой - "мосты мостит".

Русский эпос - исторический, поскольку, во-первых, большинство былин указанием на место действия (Русская земля, Киев, Новгорода, другие города) и время его протекания (эпоха князя Владимира, князя Владимира Святославича либо новгородской вечевой вольности) претендовало на изображение исторических событий, происходивших в Киевской или Новгородской Руси; во-вторых, эпические события и деятельность богатырей воспринимались исполнителями и слушателями былин (средой их бытования), как достоверное изображение истории, событий давно минувших, но творимых их могучими предками; в-третьих, уровень общественных отношений, общественного сознания и художественного мышления, демонстрируемой былинами, свидетельствует о стадии исторического развития восточных славян в период создания ими своего государства и защиты его от степных кочевников.

В отличие от термина эпос и его определений, в сложившихся как литературно-научное понятие, слово былина - народное. Оно употреблялось в значении быль ,былое. В этом значении оно встречается в "Слове о полку Игореве" ("по былинам сего времени") и вошло в литературу в первой половине XIX века. Своему фольклорно-историческому роману "Кошей Бессмертный" писатель А.Ф.Вельтман дал подзаголовок: "Былина старого времени" (1833). Русские эпические песни на севере, в основных районах их бытования, называли: стáрина, старинá, стари´нка. Возможно, былины - одно из местных названий этого жанра. В применении к нему впервые в литературе употребил слово былины собиратель и издатель фольклора И.П.Сахаров. Один из разделов его книги "Сказания русского народа", составленный из эпических песен, был озаглавлен: "Былины русских людей". Постепенно былина как жанровое обозначение закрепилось в научной и художественной литературе, распространилось в среде бытования эпоса и стало в первой половине XX века вытеснять слово стáрина

.
На иллюстрации - В.М.Васнецов, Богатыри
Селиванов Ф. М. Русский эпос: Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Высш. шк., 1988. - 207 с. стр. 4-5

Комментарии к "Былины и сказания"

Зарегистрируйтесь или войдите - и тогда сможете комментировать. Это просто. Простите за гайки - боты свирепствуют.