Ветхий Завет
Ветхий Завет

Ветхий Завет - история заключения и перезаключения союза бога с патриархами Авраамом, Исааком и прочими праведными их потомками.

Бытие - 1
Бытие - 1

Библия, Бытие, глава 1

Ветхий Завет
Ветхий Завет

Ветхий Завет - история заключения и перезаключения союза бога с патриархами Авраамом, Исааком и прочими праведными их потомками.

Бытие

"Грехопадение" Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда"Грехопадение" Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда

Книга Бытие поначалу не вычленялась отдельно из Торы (Пятикнижия). Во II в. до н.э. Тору разделили на 5 частей. Евреи дали своим книгам названия по первым словам текстов: Берешит, Веэлле Шемот, Вайикра, Бемидбар, Элле Хадебарим. Позднее, при переводе на греческий и латынь, они и приобрели знакомые нам названия, но на этот раз по содержанию.

Как это ни смешно, но моисеево авторство Пятикнижия впервые подверг сомнению еврейский философ Ибн Эзра в XI веке. В настоящее время считается наиболее достоверной теория Юлиуса Вельхаузена. По ней «книги Моисея» возникли из четырёх источников:

  • Яхвист - первый автор называет бога Иеговой (Ягве), и пишет текст в южной части страны (Иудее) в X-IX вв. до н.э., т.е. через век после разделения царства. [А предположительное время жизни Моисея по разным теориям - XVI-XIII века до н.э.]
  • Элохист - второй называет бога Элохим и оставляет нам свою часть текства в IX-VIII вв. до н.э. Жил он в северной части (Израиле). В этой редакции бог уже вмешивается в дела царства, появляются чудеса и видения как доказательство общения с богом либо истинности веры. Объединение текстов Ягвиста и Элохиста произошло накануне исчезновения Израиля (Северного Царства) в 721 г. до н.э.
  • Второзаконие - создано в Иудее в VI в. до н.э. после бурной деятельности царя Иосии в 622 г. до н.э. Здесь больший акцент делается на поклонении одному лишь Иегове и буквальному исполнению Закона.
  • Жреческий кодекс - начал формироваться в Вавилонском плену и характеризуется большим вниманием к культовым мелочам. Объединение в один текст произошло после возвращения на родину. Это своего рода конституция иудейского государства, вассала Персии.

Добавлено ок. 2006-2007 гг.


Максим - Skazanie.info

Другие статьи из раздела:

Ветхий Завет

Бытие
Бытие

Книга Бытие. Действующие лица: Адам, Ева, Сим, Хам, Иафет, Ной, Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка, Иаков, от же Израиль, Рахиль и многие другие. Место действия: Эдем (рай), Месопотамия (Междуречье, Сенаар), Палестина (Ханаан), Египет.

Исход
Исход

Исход. Книга Библии об исходе евреев из Египта в Палестину. Руководители похода: Моисей, Аарон.

Левит
Левит

Книга Левит содержит свод религиозных правил, законов поведения, описывает религиозные церемонии, жертвоприношения.

Числа
Числа

Исчисление евреев, идущих под руководством Моисея в Землю Обетованную. Законы. Повторение некоторых эпизодов из Исхода. Восстание против Моисея. Предварительный раздел Ханаана.

Второзаконие
Второзаконие

Второзаконие потому так и названо, что здесь будут повторяться законы и заповеди. Почти все, кто вышли из Египта, умерли. Это своего рода лекции новому поколению. В книге повествование идёт как бы от лица Моисея.

Иисус Навин
Иисус Навин

Книга Иисуса Навина состоит из двух разнородных частей: отчёт о завоевании Ханаана и опись раздела земель.

Судей
Судей

Книга Судей описывает борьбу за выживание разрозненных еврейских племён в XIII-X веках до н.э. Время от времени появлялся вождь (судья), объединявший племя или племена в борьбе против соседей.

Руфь
Руфь

Книга Руфь - это легенда об инородной прабабке царя Давида. Сама Руфь, которая должна была написать эту книгу, могла жить в XII-XI веке до н.э.

Первая Книга Царств
Первая Книга Царств

По преданию первые две книги царств написал Самуил (они же первая и вторая Самуила). В реальности реальности они написаны либо накануне вавилонского плена, либо уже в плену. Всё же древнее, чем Книга Руфь...

Вторая Книга Царств
Вторая Книга Царств

Персонажи: Давид, Иевосфей, царь Тира Хирам, священник Нафан, Урия и его жена Вирсавия, Соломон, Амнон и изнасилованная им сестра Фамарь, Авессалом. Война между Иудеей и Израилем. Война с филистимлянами. Хирам и подготовка к строительству храма.

Третья Книга Царств
Третья Книга Царств

Персоналии: Давид, Соломон, Хирам, царица Савская, Ровоам, Иеровоам, цари Иудеи и Израиля. Постройка Храма. Войны Иудеи и Израиля.

Четвёртая Книга Царств
Четвёртая Книга Царств

Последняя книга царств повествует о войнах Иудеи и Израиля, истреблении евреями евреев во имя тех или иных богов, о пророках Илии и Елисее, которые вовсе не пытаются примирить царей, о полном уничтожении царств Иудея и Израиль иностранными захватчиками.

Первая Паралипоменон
Первая Паралипоменон

Две книги Паралипоменон, они же книги Хроник или Летописей, написаны в конце III века до н.э. В большей части они дублируют четыре книги царств. Кроме этого в них содержатся генеалогические данные и данные переписей.

Вторая Паралипоменон
Вторая Паралипоменон

Царствование Соломона, строительство храма, разделение царства на Иудею и Израиль. Царица Савская. Ромоам, Иеровоам и их потомки-цари. Войны Иудеи и Израиля. Науськивание евреев друг на друга пророками и жрецами. Уничтожение Израиля и Иудеи. Разрушение Храма, захват в плен и переселение.

Ездра
Ездра

Восстановление Храма в Иерусалиме, возвращение иудеев на родину при персидских царях Кире и Дарии под предводительством первосвященника Ездры.

Неемия
Неемия

Возвращение евреев на родину при Артаксерксе под предводительством Неемии, виночерпия царя. Восстановление стены Иерусалима. Перепись иудеев. Жертвоприношения, пляски, клятвы, празднества.

Есфирь
Есфирь

Еврейская народная сказка. Стилизация комментариев - под народные же сказки. Угнетённые евреи в царстве Персидском. Царица еврейка. Месть гоям. Происхождение праздника Пурим.

Иов
Иов

Сказание о праведном Иове, смерти всех его близких, потере имущества и жён, несокрушимой вере в бога и восстановлении справедливости.

Псалтирь
Псалтирь

Псалмы (евр. «мизмор») - песни, что исполняются в сопровождении струнных щипковых или духовых инструментов, в большинстве случаев религиозного содержания.

Притчи
Притчи

Три тысячи притчей, если верить Библии, изрёк царь Соломон. В этой книге - то, что осталось благодарным потомкам. Но Притчи сами же и проговариваются, что, если Соломон и был автором, то не единственным...

Екклесиаст
Екклесиаст

В отличие от восхваляющего бога Псалтыря и научающим премудрости Притчам, Екклесиаст - достаточно депрессивная книжка. "Кохелет" (иудейское название) означает: оратор, начальник собрания, проповедник, собиратель, созыватель... Книга снова же приписывается перу Соломона...

Песни Песней
Песни Песней

По преданию Песни Песней написал молодой Соломон. Содержание - эротические гимны. Главные герои: Соломон и его возлюбленная. В песнях она названа Суламифь (Суламит). Её смуглая кожа может указывать как на царицу Савскую, так и на дочь фараона. Ещё вариант - Ависага Сунамитянка, последняя жена Давида...

Исаия
Исаия

Исаия, наиболее вероятный автор первой части, живёт во время разрушения Ассирией Израиля. Над Иудей нависла та же угроза. Тогда же найден выход из непростого для священников Яхве положения: бог евреев вовсе не слаб, он оскорблён непочтительным поведением своего народа...

Иеремия
Иеремия

Плач Иеремии
Плач Иеремии

Иезекииль
Иезекииль

Даниил
Даниил

Осия
Осия

Иоиль
Иоиль

Амос
Амос

Авдий
Авдий

Иона
Иона

Михей
Михей

Наум
Наум

Аввакум
Аввакум

Софония
Софония

Аггей
Аггей

Захария
Захария

Малахия
Малахия

12

Оставить комментарий

игорь

USA

#2382

20 февраля 2016 г. 00:46:46

обоснуйте, с чего вы взяли что вавилонская башня была 91 метр?

Максим

Сказание.info

Высота Этеменанки.

Крупин Сергей

Астрахань

#2342

12 октября 2015 г. 04:21:11

Здравствуйте Максим!

Сложившийся стереотип о том, что Моисеево Пятикнижие образовалось из противоречивого конгломерата еврейских народных сказаний путём механического соединения противоречащих друг другу источников совершенно неверно. Это я обосновываю в статье "Библейские метаморфозы" ( http://www.proza.ru/2015/10/06/178 ).

Первоисточником Торы было лишь одно произведение древности - книга Элохиста, великого гуманиста своего времени, идеология и мораль которого совершенно противоречили идейным установкам послепленного иерусалимского жречества.

Однако, книгу, по каким-то причинам уже объявленную священной, невозможно было отредактировать явным образом. Зато незнание народом, говорившем после плена по арамейски, даже устного священного языка и хрупкость папирусных книг, хранившихся лишь у жрецов, давали возможность осторожно корректировать отдельные фрагменты, фразы или даже буквы.

В результате такого извращённого характера редактирования, проводившегося несколькими жреческими поколениями, потребовавшего немалой изобретательности чтобы обеспечить им прикрытие (объяснить коррективы либо народными домыслами, либо нечаянными ошибками переписчиков) книга против желания редакторов нашпиговалась логическими противоречиями. Но именно они и являются ключом к расшифровке первоисточника и последовательности его редактирования.

Крупин Сергей

#2321

20 апреля 2015 г. 08:58:26

Здравствуйте, Максим! (я раньше уже писал - статейка "Загадка библейского ковчега")

В настоящее время в научном мире нет адекватной гипотезы происхождения Пятикнижия. Гипотеза Велльхаузена, популярная для массового читателя из-за простоты и вековой раскрученности (скажем, книга Фридмана "Как создавалась Библия") с середины 70-х прошлого века капитально девальвировалась у специалистов.

У меня есть хорошая гипотеза, частично изложенная в ряде статеек:
http://proza.ru/avtor/krupinsj

тим

петербург

#2187

13 августа 2014 г. 15:22:28

на мой взгляд, концепция творения и бога-творца самое слабое место иудео-христианского мировоззрения. если бы это была единственная на земле религиозная традиция, я бы определенно был атеистом. конечно, концепты греха, дьявола, страшного суда и вечного ада смотрятся еще хуже, вернее сказать, абсолютно дико и чудовищно, но они суть очевидные, неприкрытые пункты идеологической доктрины. и идея бога-творца выглядит на их фоне довольно безобидно. тогда как, по моему убеждению, она является ключевой, отправной точкой всего того мракобесия, в котором погрязли иудео-христианские религии. ну и, кроме того, это еще и попросту ужасно вульгарная идея. особенно "трогательно" смотрится пассаж про то, как бог устал от трудов творения)

Петя

#1687

5 сентября 2012 г. 06:30:50

Локальный характер потопа, как и его символичность, открыто признают и сами церковники. Так, в комментариях к Ветхому и Новому Заветам (перепечатаны из Библии, вышедшей в брюссельском издательстве «Жизнь с Богом» в 1989 г.) сообщается: «Очевидно, что корабля в 150 м длины, 25 м ширины и 15 м высоты недостаточно, чтобы вместить сотни тысяч видов живых существ. Поэтому, если в данном случае не произошло чуда, Ной (у шумеров – Зиусудра, у вавилонян – Утнапиштим) очевидно взял с собой лишь животных, игравших известную роль в жизни человека».
Фраза «Ной родил трёх сынов: Сима, Хама и Иафета» (Быт 6:10) комментируется так: «Потомство Ноя – праотцы народов Средиземноморья; семитов (вавилоняне, ассирийцы, хананеи, сирийцы, евреи, арабы), хамитов (египтяне, ливийцы, кушиты) и яфетидов (иранцы, индоарийцы, эллины) и др. Это может означать, что потоп затронул только области, где обитали эти народы».
И далее: «В пользу этого взгляда приводят такие факты: в Библии не упомянуты монгольские и африканские народы, геология не находит следов глобального наводнения; трудно также разрешить вопрос о спасённых животных… В конкретных чертах катастрофы (затопление самых высоких гор означало бы, что вода поднялась выше 9 км) можно видеть гиперболы, свойственные языку сказаний».
Для богословов удивительная объективность! Читаешь такой комментарий и невольно вспоминаешь классику: «Так, может быть, вы, святой отец, партийный? – М-может быть»…

gxash

ukraine

#1686

3 сентября 2012 г. 14:43:16

Так, значит, потоп был не такой уж и всемирный? Как-то неубедительно.

Дмитрий

#1657

31 июля 2012 г. 16:42:03

Возможно Мадагаскар и Австралия, это места где уникальная фауна смогла сохраниться (возможно климат уникальный) , а в других местах земного шара эти животные вымерли.

gxash

ukraine

#1629

29 июня 2012 г. 10:42:40

2 дмитрий:
это не объясняет абсолютно уникальную фауну Австралии, Мадагаскара, Галапагос.

дмитрий

сша

#1574

26 апреля 2012 г. 08:21:10

Эй математики! Размеры ковчега.Буду краток у меня нет русской клавиатуры , писать мука.Размер ковчега 133.5х22.5х13.5 объем 39655 м3 водоизмещение 13900 тн. Сегодня в мире 1075100 видов , большинство морские , а значит плавть могут.Млекопитающих ок.5000 , птиц ок 8500.Ной был достаточно умен чтобы не брать самых больших, т.е взрослых. От них меньше потомства получишь , а возни больше.Кстати животные могли сами придти в ковчег, в допотопном мире скорее всего не было миграции(еда была везде.Рай) , но сейчас большинство животных мигрируют.Бог мог направить их в строго определенном направлении к ковчегу и строго определенное количество (см П.1).Уход мог быть минимальным так как в связи с потопом менялся состав атмосферы, давление животные могли находиться в состоянии анабиоза. Если даже люди могут вводить в состояние химической комы, почему Бог нет? Добавим 2000 вымершх ( крупных как слон немного в основном средние) то они займут меньше пловины места.Еще мы не знаем какой длинны локоть Ноя , здесь дан современый . Т.е размер ковчега минимальный. Ной мог быть (и скорее всего был ) как Голиаф более 3 м роста.Так что размер ковчега может быть гораздо больше. Считайте. О потопе отдельная речь. Для справки 70% земли под водой. Глубина океана больше Эвереста , но всеже ее не достаточно чтобы покрыть его. Слоем в 3 км можно покрыть всю землю водой океанов . Но не факт что Эверест был до потопа. Почему ? А по райски не выглядит.Факт.Не могу писать опроаержение на все , может что то особо тревожит? Кстати сколько времени ушло на создание сайта? Дней шесть? Посмотри в окно. Теперь на небо. Чувствуется разница?

Александр

#875

28 мая 2011 г. 11:11:17

Комментарий на Быт. 3:21
"Любопытно, что, не снабдив людей при приеме на работу спецодеждой, Господь Бог при увольнении почему-то лично выдал им неплохие кожаные шмотки, видимо, убив для этого кого-то из безмятежных и мирно щиплющих траву обитателей райского сада..."
А. Никонов "Опиум для народа"

12
23 февраля 2017 г.

у православных День памяти священномученика Харлампия

день воинской славы орков

1417 г. - родился Папа Павел II (Пьетро Барбо)

Случайный Афоризм

Я видал много храмов разных народов, а в храмах множество идолов, больших и маленьких, деревянных, каменных и даже золотых. Но богов я не встречал нигде.

Болеслав Прус. Фараон

Случайный Анекдот

- Скажите, ребе, секс - это работа или удовольствие?
- Если бы это была работа, я бы кого-нибудь нанял.

  • Марк Твен. Письма с Земли
    Марк Твен. Письма с Земли

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • Отрывок из дневника Сима
    Отрывок из дневника Сима

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Мир в году 920 после Сотворения
    Мир в году 920 после Сотворения

    ...Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

  • Дневник Мафусаила
    Дневник Мафусаила

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

  • Отрывки из дневников Евы
    Отрывки из дневников Евы

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

  • Отрывок из автобиографии Евы
    Отрывок из автобиографии Евы

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

  • Дневник Евы
    Дневник Евы

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

  • Дневник Адама
    Дневник Адама

    ...Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

  • Дагестанские мифы
    Дагестанские мифы

    Дагестанцы — термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

  • Черкесские мифы
    Черкесские мифы

    Черкесы (самоназв. — адыге) — народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие — мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.044 + 0.001 сек.