1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.
2 Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;
3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,
4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.
5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;
6 а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:
7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.
8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:
9 пойди в [стадо] и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,
10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.
11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;
12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.
13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.
14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.
15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;
16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;
17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.
18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?
19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.
20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.
21 И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?
22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.
23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его
24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.
25 [Исаак] сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. [Иаков] подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.
26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой.
27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;
28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;
29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!
30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.
31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.
32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.
33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.
34 Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.
35 Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.
36 И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И [еще] сказал: неужели ты не оставил мне благословения?
37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?
38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал.
39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;
40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.
41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.
42 И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;
43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран,
44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,
45 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?
46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?

Исаак, уже будучи стареньким и слепым, попросил своего любимого сына Исава принести дичь. Ревекка (мама) подслушала и, когда Исав ушёл на охоту, приготовила и приправила двух козлят. Нарядила Иакова в одежду Исава, руки и гладкую шею облепила кожей козлят, дала снедь и послала к Исааку, как Исава.

Исаак настолько стар, что не отличил при объятиях могучую фигуру Исава и дохлого Иакова. Он не отличил вкус дичи, который так любил, от вкуса домашнего козлёнка. Отец поел, выпил вина и благословил Иакова вместо Исава, т.е., объявил его официальным единственным наследником. Когда вернулся Исав, обман раскрылся, но у Исаака второго благословения уже не было.

Вам тоже непонятно, почему Исав захотел убить Иакова?

Ревекка предупреждает об этом, Иаков убегает к дяде Лавану в Харран.

Хоть один адвокат сейчас признал бы такое наследование с двойным обманом? Сначала первородство, потом благословение. Это не проданное первородство, как клерикалы его величают, а украденное!

далее...

Комментарии к "Бытие"

Зарегистрируйтесь или войдите - и тогда сможете комментировать. Это просто. Простите за гайки - боты свирепствуют.

Кассандр 5:11, 1 ноября 2019

Исаак (в оригинале Ицхак) персонаж "пришлый", которого в первичном тексте не было. История его удивительных приключений:
https://www.proza.ru/2019/10/12/815
https://www.proza.ru/2019/10/31/1918

Gbkbuhbv 23:33, 20 августа 2019

Действительно, описаны две истории создания человека: в первом варианте сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И сказал Бог, плодитесь и размножайтесь. Во втором варианте Господь Бог (другой персонаж) создал человека из праха земного и вдохнул в него жизнь. А создал его для того, чтобы он ухаживал за Эдемом и охранял его (только от кого?). Увидев, что Адам зашивается , Господь Бог из его ребра сотворил ему помощницу. Раввины утверждают, что этот момент с иврита неправильно переведён. В Танахе по другому описывается процедура создания женщины: получается, что Ева была прилеплена спиной к спине Адама (типа Сиамских близнецов) и Господь Бог их хирургическим путём рассёк. Отсюда гипотеза о том, что неизвестный нам БОГ, Создатель всех миров, создал свободных людей и напутствовал им жить в согласие с природой, рожать потомков и радоваться жизни. Господь Бог (Иегова, Яхве, Саваоф, Ревнитель, Сущий и т.п.), племенной божок, создал для своих нужд рабов и впоследствии стал проводить с ними эксперименты. Первый опыт был неудачным и Господь Бог утопил негодных людишек, за исключением праведника Ноя. В ходе дальнейших наблюдений и тестирования он выбрал из семитских племён Аврама, который стал евреем Авраамом. Так как Авраам до ужаса боялся Иегову и готов был пожертвовать горячо любимым единственным сыном, Иегова заключил с ним Завет! Племенному Богу не нужна была любовь своих рабов, он добивался от них страха и слепого подчинения. Уже тогда Иегова увлекался евгеникой. Ему нужны были рабы, которые не видели разницы между добром и злом. Для этого он, посредством египетского жреца Моисея (были и другие жрецы а также и его родственники,) вывел представителей разных народов, в том числе много больных проказой, из Египта и 39 лет ( 1 год он всё-таки потаскал их по пустыне) содержал их в концентрационном лагере, где ковал из человеческого стада, новый тип людей. Внуки этих людей уже не знали, что такое совесть, были отчуждены от всего человечества, им было привито чувство превосходства и ненависти к другим народам, их учили жестоко убивать и грабить. Им было предоставлено право выбора без выбора. Или они становятся слепым орудием в руках Иеговы или они будут умерщвлены! Так были искусственно выведены евреи-иудеи. И они были пущены, как из пращи, в будущее человечества для его разорения и порабощения. Таим образом был запущен Библейский проект. И сегодня мы видим, что этот проект подходит к своему успешному завершению. Скоро человечество поголовно будет чипировано, останется одна религия- иудаизм, один Господь Бог Иегова, один для всех народов царь Иудейский, все правоверные иудеи будут священниками (раввинами) каждый из них будет иметь по 2800 рабов. С чем вас, дорогие славяне, и поздравляю! И чем больше мы будем между собой выяснять отношения, тем быстрее это произойдёт!

Крупин Сергей 12:53, 10 сентября 2018

В изначальном варианте (предшествующем окончательному библейскому тексту) Авраам и Сарра были людьми безупречной нравственности. Авраам беззаветно любил одну лишь свою жену и погиб бы, защищая её. Фараон одарил Авраама (который не был тогда ещё знаком с Господом - Яхве) за доблестную военную службу. С Господом - тогда ещё не Вседержителем, а хозяином лишь своего земельного надела - Палестины Араам познакомился, освободив город праведного царя Мелхиседека, благословившего героя-освободителя (попросившего палестинских богов-покровителей Яхве и Ашеру вознаградить Авраама за самоотверженность). Тогда-то Ашера - богиня плодородия и плодовитости обеспечила рождение Саррой Иакова (при рождении названного Исааком, а затем переименованного в честь Яхве (Яаков - Яхве спасает).

До этого у Авраама был сын-бастстард от Агари, по имени Израиль (а не Измаил). Сарра договорилась со служанкой об услуге "суррогатной матери", чтобы Агарь за вознаграждение родила на её колени. В таком случае Сарра становилась матерью, а разбогатевшая служанка уходила куда захочет. Но Агарь перед родами сбежала, вернулась с приплодом, заделавшись таким образом матерью единственного хозяйского сына - претендента на наследование всего авраамова имущества. Но после рождения законного сына Израиль получил меньшую долю наследства.

Злые сыновья Израиля (от Лии) впоследствии продали в рабство праведного Иосифа - сына Иакова и Рахили, желая на правах ближайших родичей унаследовать землю Иакова (на тот момент Иосиф был единственным сыном-наследником Иакова), Вениамин же родился позже. Злодеяние аукнулось - сами бандиты оказались в рабстве - Иосиф их наказал. В отличие от сынов Израиля Иаковиты жили на своей родине (а Иосиф остался гражданином Египта - премьер-министром). Потомки злодеев были амнистированы богами и уведены из Египта из-за геноцида - утопления мальчиков в Ниле - запредельного наказания , превышающего вину). Беглецы были возвращены на родину, воссоединились с Иаковитами и были заново взяты под покровительство.

Эта первичная история прочитывается "между строк" окончательного библейского текста. Первичный вариант был сочинён северопалестинским жречеством, возвеличивавшим северные племена Ефрема и Манассии и унижавших южное племя Иуды, изображённого как главного мерзавца, бандитского атамана. Но южное (иерусалимское) жречество, которому покровительствовали персидские цари победило. И литературное произведение постепенно было отредактировано в интересах Иерусалима.

Первоначально редакторы не умели "незаметно" менять сюжет, поэтому постарались выгородить свою прародительницу Агарь, сделав её несчастной жертвой, и обгадить Сарру, изобразив её проституткой, безразличной Аврааму. Впоследствие были наработаны изощрённые средства редактирования, позволившие радикально изменить весь сюжет и мораль произведения. Сарра сделалась уже праматерью всех евреев и северных и южных, но подпачканная репутация сохранилась.

https://www.proza.ru/avtor/krupinsj

Семён 9:37, 12 октября 2017

На счёт разных источников, на мой взгляд немного странное предложение, может это и так, но с именами это не связално, это просто "бог" на иврите пишется, אלוהים, можно забить в Гугл транслейт, Иегова, точнее йеhова, читается как то так, пишется יהוה, это имя бога, но его произносить запрещено, по этому в молитвах его заменяют на слово Адонай, переводится, как "мой господин" пишется אדוני.

игорь 0:46, 20 февраля 2016

обоснуйте, с чего вы взяли что вавилонская башня была 91 метр?

Прим Палвер
Крупин Сергей 4:21, 12 октября 2015

Здравствуйте Максим!

Сложившийся стереотип о том, что Моисеево Пятикнижие образовалось из противоречивого конгломерата еврейских народных сказаний путём механического соединения противоречащих друг другу источников совершенно неверно. Это я обосновываю в статье "Библейские метаморфозы" ( http://www.proza.ru/2015/10/06/178 ).

Первоисточником Торы было лишь одно произведение древности - книга Элохиста, великого гуманиста своего времени, идеология и мораль которого совершенно противоречили идейным установкам послепленного иерусалимского жречества.

Однако, книгу, по каким-то причинам уже объявленную священной, невозможно было отредактировать явным образом. Зато незнание народом, говорившем после плена по арамейски, даже устного священного языка и хрупкость папирусных книг, хранившихся лишь у жрецов, давали возможность осторожно корректировать отдельные фрагменты, фразы или даже буквы.

В результате такого извращённого характера редактирования, проводившегося несколькими жреческими поколениями, потребовавшего немалой изобретательности чтобы обеспечить им прикрытие (объяснить коррективы либо народными домыслами, либо нечаянными ошибками переписчиков) книга против желания редакторов нашпиговалась логическими противоречиями. Но именно они и являются ключом к расшифровке первоисточника и последовательности его редактирования.

Крупин Сергей 8:58, 20 апреля 2015

Здравствуйте, Максим! (я раньше уже писал - статейка "Загадка библейского ковчега")

В настоящее время в научном мире нет адекватной гипотезы происхождения Пятикнижия. Гипотеза Велльхаузена, популярная для массового читателя из-за простоты и вековой раскрученности (скажем, книга Фридмана "Как создавалась Библия") с середины 70-х прошлого века капитально девальвировалась у специалистов.

У меня есть хорошая гипотеза, частично изложенная в ряде статеек:
http://proza.ru/avtor/krupinsj

тим 15:22, 13 августа 2014

на мой взгляд, концепция творения и бога-творца самое слабое место иудео-христианского мировоззрения. если бы это была единственная на земле религиозная традиция, я бы определенно был атеистом. конечно, концепты греха, дьявола, страшного суда и вечного ада смотрятся еще хуже, вернее сказать, абсолютно дико и чудовищно, но они суть очевидные, неприкрытые пункты идеологической доктрины. и идея бога-творца выглядит на их фоне довольно безобидно. тогда как, по моему убеждению, она является ключевой, отправной точкой всего того мракобесия, в котором погрязли иудео-христианские религии. ну и, кроме того, это еще и попросту ужасно вульгарная идея. особенно "трогательно" смотрится пассаж про то, как бог устал от трудов творения)

Петя 6:30, 5 сентября 2012

Локальный характер потопа, как и его символичность, открыто признают и сами церковники. Так, в комментариях к Ветхому и Новому Заветам (перепечатаны из Библии, вышедшей в брюссельском издательстве «Жизнь с Богом» в 1989 г.) сообщается: «Очевидно, что корабля в 150 м длины, 25 м ширины и 15 м высоты недостаточно, чтобы вместить сотни тысяч видов живых существ. Поэтому, если в данном случае не произошло чуда, Ной (у шумеров – Зиусудра, у вавилонян – Утнапиштим) очевидно взял с собой лишь животных, игравших известную роль в жизни человека».
Фраза «Ной родил трёх сынов: Сима, Хама и Иафета» (Быт 6:10) комментируется так: «Потомство Ноя – праотцы народов Средиземноморья; семитов (вавилоняне, ассирийцы, хананеи, сирийцы, евреи, арабы), хамитов (египтяне, ливийцы, кушиты) и яфетидов (иранцы, индоарийцы, эллины) и др. Это может означать, что потоп затронул только области, где обитали эти народы».
И далее: «В пользу этого взгляда приводят такие факты: в Библии не упомянуты монгольские и африканские народы, геология не находит следов глобального наводнения; трудно также разрешить вопрос о спасённых животных… В конкретных чертах катастрофы (затопление самых высоких гор означало бы, что вода поднялась выше 9 км) можно видеть гиперболы, свойственные языку сказаний».
Для богословов удивительная объективность! Читаешь такой комментарий и невольно вспоминаешь классику: «Так, может быть, вы, святой отец, партийный? – М-может быть»…

gxash 14:43, 3 сентября 2012

Так, значит, потоп был не такой уж и всемирный? Как-то неубедительно.

Дмитрий 16:42, 31 июля 2012

Возможно Мадагаскар и Австралия, это места где уникальная фауна смогла сохраниться (возможно климат уникальный) , а в других местах земного шара эти животные вымерли.

gxash 10:42, 29 июня 2012

2 дмитрий:
это не объясняет абсолютно уникальную фауну Австралии, Мадагаскара, Галапагос.

дмитрий 8:21, 26 апреля 2012

Эй математики! Размеры ковчега.Буду краток у меня нет русской клавиатуры , писать мука.Размер ковчега 133.5х22.5х13.5 объем 39655 м3 водоизмещение 13900 тн. Сегодня в мире 1075100 видов , большинство морские , а значит плавть могут.Млекопитающих ок.5000 , птиц ок 8500.Ной был достаточно умен чтобы не брать самых больших, т.е взрослых. От них меньше потомства получишь , а возни больше.Кстати животные могли сами придти в ковчег, в допотопном мире скорее всего не было миграции(еда была везде.Рай) , но сейчас большинство животных мигрируют.Бог мог направить их в строго определенном направлении к ковчегу и строго определенное количество (см П.1).Уход мог быть минимальным так как в связи с потопом менялся состав атмосферы, давление животные могли находиться в состоянии анабиоза. Если даже люди могут вводить в состояние химической комы, почему Бог нет? Добавим 2000 вымершх ( крупных как слон немного в основном средние) то они займут меньше пловины места.Еще мы не знаем какой длинны локоть Ноя , здесь дан современый . Т.е размер ковчега минимальный. Ной мог быть (и скорее всего был ) как Голиаф более 3 м роста.Так что размер ковчега может быть гораздо больше. Считайте. О потопе отдельная речь. Для справки 70% земли под водой. Глубина океана больше Эвереста , но всеже ее не достаточно чтобы покрыть его. Слоем в 3 км можно покрыть всю землю водой океанов . Но не факт что Эверест был до потопа. Почему ? А по райски не выглядит.Факт.Не могу писать опроаержение на все , может что то особо тревожит? Кстати сколько времени ушло на создание сайта? Дней шесть? Посмотри в окно. Теперь на небо. Чувствуется разница?

Александр 11:11, 28 мая 2011

Комментарий на Быт. 3:21
"Любопытно, что, не снабдив людей при приеме на работу спецодеждой, Господь Бог при увольнении почему-то лично выдал им неплохие кожаные шмотки, видимо, убив для этого кого-то из безмятежных и мирно щиплющих траву обитателей райского сада..."
А. Никонов "Опиум для народа"

ktd 1:29, 11 февраля 2009

Пожалуйста, обратите внимание на такую вещь:
- к шестому дню бог завершил сотворение всего, и человека в т.ч. и ушел отдыхать(Глава 1, стихи 26-31).

- вторая глава начинается опять намеканием на то что бог таки ушел отдыхать, но тем не менее, он опять сотворяет человека:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Глава 2, стих 7).

Две разных истории сотворения человека. :)

Ошибка (#32)