1 И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие.
2 И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.
3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.
4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к [стаду] мелкого скота своего,
5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною;
6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему,
7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.
8 Когда сказал он, что [скот] с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.
9 И отнял Бог скот у отца вашего и дал мне.
10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами.
11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.
12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою;
13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей.
14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?
15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше;
16 посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.
17 И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов,
18 и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую.
19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.
20 Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется.
21 И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад.
22 На третий день сказали Лавану, что Иаков ушел.
23 Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад.
24 И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.
25 И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатер свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад.
26 И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием?
27 зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями;
28 ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал.
29 Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого.
30 Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих?
31 Иаков отвечал Лавану и сказал: [я] боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих.
32 у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что у меня, и возьми себе. Иаков не знал, что Рахиль украла их.
33 И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, но не нашел. И, выйдя из шатра Лии, вошел в шатер Рахили.
34 Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.
35 Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И он искал, но не нашел идолов.
36 Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня?
37 ты осмотрел у меня все вещи, что нашел ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими.
38 Вот, двадцать лет я [был] у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел;
39 растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало;
40 я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих.
41 Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою.
42 Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился [за меня] вчера.
43 И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?
44 Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою.
45 И взял Иаков камень и поставил его памятником.
46 И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели там на холме.
47 И назвал его Лаван: Иегар - Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом.
48 И сказал Лаван: сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад,
49 [также]: Мицпа, оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга;
50 если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою.
51 И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою;
52 этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла;
53 Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.
54 И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб и ночевали на горе.
55 И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место.

Иаков перепортил весь скот тестю, отобрав себе лучшее.

Везде просматривается мораль кочевников: «Хорошо – когда ты бьёшь соседа и угоняешь его жён и скот. Плохо – когда тебя бьют и угоняют твоих жён и скот».

Клерикалы кричат, что Библия специально выпячивает людские пороки у «патриархов», чтобы показать, до Христа все, даже праведники, были грешны. Нет ведь! Библия смакует эти моменты с плохо скрываемым удовольствием и смыслом: «Что позволено Юпитеру – нельзя быку». Посмотрите, - говорит, - какие у евреев находчивые предки!

Да каждый из нас нынешних праведнее, чем любая мpазь-«патриарх».

Лаван, узнав о колдовстве, почему-то меняется в лице. Е.Б. советует Иакову бежать. Не переживайте за него, он убегает со всем, что считает своим. Рахиль даже ИДОЛОВ своего отца похищает. Бегут, бегут. Лаван догоняет:

«что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием? зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал… Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих?»

Иаков о богах не знает. При обыске Рахиль садится на богов и говорит о месячных - не находят. Заключают перемирие, прощаются.

Эти идолы - символ владения и наследства, как документы на украденное имущество. Т.о., молодая чета окончательно обобрала старого. Благо, о сыновьях Лавана (наследниках) Библия пока тактично умалчивает.

далее...

Комментарии к "Бытие"

Зарегистрируйтесь или войдите - и тогда сможете комментировать. Это просто. Простите за гайки - боты свирепствуют.

Gbkbuhbv 23:33, 20 августа 2019

Действительно, описаны две истории создания человека: в первом варианте сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И сказал Бог, плодитесь и размножайтесь. Во втором варианте Господь Бог (другой персонаж) создал человека из праха земного и вдохнул в него жизнь. А создал его для того, чтобы он ухаживал за Эдемом и охранял его (только от кого?). Увидев, что Адам зашивается , Господь Бог из его ребра сотворил ему помощницу. Раввины утверждают, что этот момент с иврита неправильно переведён. В Танахе по другому описывается процедура создания женщины: получается, что Ева была прилеплена спиной к спине Адама (типа Сиамских близнецов) и Господь Бог их хирургическим путём рассёк. Отсюда гипотеза о том, что неизвестный нам БОГ, Создатель всех миров, создал свободных людей и напутствовал им жить в согласие с природой, рожать потомков и радоваться жизни. Господь Бог (Иегова, Яхве, Саваоф, Ревнитель, Сущий и т.п.), племенной божок, создал для своих нужд рабов и впоследствии стал проводить с ними эксперименты. Первый опыт был неудачным и Господь Бог утопил негодных людишек, за исключением праведника Ноя. В ходе дальнейших наблюдений и тестирования он выбрал из семитских племён Аврама, который стал евреем Авраамом. Так как Авраам до ужаса боялся Иегову и готов был пожертвовать горячо любимым единственным сыном, Иегова заключил с ним Завет! Племенному Богу не нужна была любовь своих рабов, он добивался от них страха и слепого подчинения. Уже тогда Иегова увлекался евгеникой. Ему нужны были рабы, которые не видели разницы между добром и злом. Для этого он, посредством египетского жреца Моисея (были и другие жрецы а также и его родственники,) вывел представителей разных народов, в том числе много больных проказой, из Египта и 39 лет ( 1 год он всё-таки потаскал их по пустыне) содержал их в концентрационном лагере, где ковал из человеческого стада, новый тип людей. Внуки этих людей уже не знали, что такое совесть, были отчуждены от всего человечества, им было привито чувство превосходства и ненависти к другим народам, их учили жестоко убивать и грабить. Им было предоставлено право выбора без выбора. Или они становятся слепым орудием в руках Иеговы или они будут умерщвлены! Так были искусственно выведены евреи-иудеи. И они были пущены, как из пращи, в будущее человечества для его разорения и порабощения. Таим образом был запущен Библейский проект. И сегодня мы видим, что этот проект подходит к своему успешному завершению. Скоро человечество поголовно будет чипировано, останется одна религия- иудаизм, один Господь Бог Иегова, один для всех народов царь Иудейский, все правоверные иудеи будут священниками (раввинами) каждый из них будет иметь по 2800 рабов. С чем вас, дорогие славяне, и поздравляю! И чем больше мы будем между собой выяснять отношения, тем быстрее это произойдёт!

Крупин Сергей 12:53, 10 сентября 2018

В изначальном варианте (предшествующем окончательному библейскому тексту) Авраам и Сарра были людьми безупречной нравственности. Авраам беззаветно любил одну лишь свою жену и погиб бы, защищая её. Фараон одарил Авраама (который не был тогда ещё знаком с Господом - Яхве) за доблестную военную службу. С Господом - тогда ещё не Вседержителем, а хозяином лишь своего земельного надела - Палестины Араам познакомился, освободив город праведного царя Мелхиседека, благословившего героя-освободителя (попросившего палестинских богов-покровителей Яхве и Ашеру вознаградить Авраама за самоотверженность). Тогда-то Ашера - богиня плодородия и плодовитости обеспечила рождение Саррой Иакова (при рождении названного Исааком, а затем переименованного в честь Яхве (Яаков - Яхве спасает).

До этого у Авраама был сын-бастстард от Агари, по имени Израиль (а не Измаил). Сарра договорилась со служанкой об услуге "суррогатной матери", чтобы Агарь за вознаграждение родила на её колени. В таком случае Сарра становилась матерью, а разбогатевшая служанка уходила куда захочет. Но Агарь перед родами сбежала, вернулась с приплодом, заделавшись таким образом матерью единственного хозяйского сына - претендента на наследование всего авраамова имущества. Но после рождения законного сына Израиль получил меньшую долю наследства.

Злые сыновья Израиля (от Лии) впоследствии продали в рабство праведного Иосифа - сына Иакова и Рахили, желая на правах ближайших родичей унаследовать землю Иакова (на тот момент Иосиф был единственным сыном-наследником Иакова), Вениамин же родился позже. Злодеяние аукнулось - сами бандиты оказались в рабстве - Иосиф их наказал. В отличие от сынов Израиля Иаковиты жили на своей родине (а Иосиф остался гражданином Египта - премьер-министром). Потомки злодеев были амнистированы богами и уведены из Египта из-за геноцида - утопления мальчиков в Ниле - запредельного наказания , превышающего вину). Беглецы были возвращены на родину, воссоединились с Иаковитами и были заново взяты под покровительство.

Эта первичная история прочитывается "между строк" окончательного библейского текста. Первичный вариант был сочинён северопалестинским жречеством, возвеличивавшим северные племена Ефрема и Манассии и унижавших южное племя Иуды, изображённого как главного мерзавца, бандитского атамана. Но южное (иерусалимское) жречество, которому покровительствовали персидские цари победило. И литературное произведение постепенно было отредактировано в интересах Иерусалима.

Первоначально редакторы не умели "незаметно" менять сюжет, поэтому постарались выгородить свою прародительницу Агарь, сделав её несчастной жертвой, и обгадить Сарру, изобразив её проституткой, безразличной Аврааму. Впоследствие были наработаны изощрённые средства редактирования, позволившие радикально изменить весь сюжет и мораль произведения. Сарра сделалась уже праматерью всех евреев и северных и южных, но подпачканная репутация сохранилась.

https://www.proza.ru/avtor/krupinsj

Семён 9:37, 12 октября 2017

На счёт разных источников, на мой взгляд немного странное предложение, может это и так, но с именами это не связално, это просто "бог" на иврите пишется, אלוהים, можно забить в Гугл транслейт, Иегова, точнее йеhова, читается как то так, пишется יהוה, это имя бога, но его произносить запрещено, по этому в молитвах его заменяют на слово Адонай, переводится, как "мой господин" пишется אדוני.

игорь 0:46, 20 февраля 2016

обоснуйте, с чего вы взяли что вавилонская башня была 91 метр?

Прим Палвер
Крупин Сергей 4:21, 12 октября 2015

Здравствуйте Максим!

Сложившийся стереотип о том, что Моисеево Пятикнижие образовалось из противоречивого конгломерата еврейских народных сказаний путём механического соединения противоречащих друг другу источников совершенно неверно. Это я обосновываю в статье "Библейские метаморфозы" ( http://www.proza.ru/2015/10/06/178 ).

Первоисточником Торы было лишь одно произведение древности - книга Элохиста, великого гуманиста своего времени, идеология и мораль которого совершенно противоречили идейным установкам послепленного иерусалимского жречества.

Однако, книгу, по каким-то причинам уже объявленную священной, невозможно было отредактировать явным образом. Зато незнание народом, говорившем после плена по арамейски, даже устного священного языка и хрупкость папирусных книг, хранившихся лишь у жрецов, давали возможность осторожно корректировать отдельные фрагменты, фразы или даже буквы.

В результате такого извращённого характера редактирования, проводившегося несколькими жреческими поколениями, потребовавшего немалой изобретательности чтобы обеспечить им прикрытие (объяснить коррективы либо народными домыслами, либо нечаянными ошибками переписчиков) книга против желания редакторов нашпиговалась логическими противоречиями. Но именно они и являются ключом к расшифровке первоисточника и последовательности его редактирования.

Крупин Сергей 8:58, 20 апреля 2015

Здравствуйте, Максим! (я раньше уже писал - статейка "Загадка библейского ковчега")

В настоящее время в научном мире нет адекватной гипотезы происхождения Пятикнижия. Гипотеза Велльхаузена, популярная для массового читателя из-за простоты и вековой раскрученности (скажем, книга Фридмана "Как создавалась Библия") с середины 70-х прошлого века капитально девальвировалась у специалистов.

У меня есть хорошая гипотеза, частично изложенная в ряде статеек:
http://proza.ru/avtor/krupinsj

тим 15:22, 13 августа 2014

на мой взгляд, концепция творения и бога-творца самое слабое место иудео-христианского мировоззрения. если бы это была единственная на земле религиозная традиция, я бы определенно был атеистом. конечно, концепты греха, дьявола, страшного суда и вечного ада смотрятся еще хуже, вернее сказать, абсолютно дико и чудовищно, но они суть очевидные, неприкрытые пункты идеологической доктрины. и идея бога-творца выглядит на их фоне довольно безобидно. тогда как, по моему убеждению, она является ключевой, отправной точкой всего того мракобесия, в котором погрязли иудео-христианские религии. ну и, кроме того, это еще и попросту ужасно вульгарная идея. особенно "трогательно" смотрится пассаж про то, как бог устал от трудов творения)

Петя 6:30, 5 сентября 2012

Локальный характер потопа, как и его символичность, открыто признают и сами церковники. Так, в комментариях к Ветхому и Новому Заветам (перепечатаны из Библии, вышедшей в брюссельском издательстве «Жизнь с Богом» в 1989 г.) сообщается: «Очевидно, что корабля в 150 м длины, 25 м ширины и 15 м высоты недостаточно, чтобы вместить сотни тысяч видов живых существ. Поэтому, если в данном случае не произошло чуда, Ной (у шумеров – Зиусудра, у вавилонян – Утнапиштим) очевидно взял с собой лишь животных, игравших известную роль в жизни человека».
Фраза «Ной родил трёх сынов: Сима, Хама и Иафета» (Быт 6:10) комментируется так: «Потомство Ноя – праотцы народов Средиземноморья; семитов (вавилоняне, ассирийцы, хананеи, сирийцы, евреи, арабы), хамитов (египтяне, ливийцы, кушиты) и яфетидов (иранцы, индоарийцы, эллины) и др. Это может означать, что потоп затронул только области, где обитали эти народы».
И далее: «В пользу этого взгляда приводят такие факты: в Библии не упомянуты монгольские и африканские народы, геология не находит следов глобального наводнения; трудно также разрешить вопрос о спасённых животных… В конкретных чертах катастрофы (затопление самых высоких гор означало бы, что вода поднялась выше 9 км) можно видеть гиперболы, свойственные языку сказаний».
Для богословов удивительная объективность! Читаешь такой комментарий и невольно вспоминаешь классику: «Так, может быть, вы, святой отец, партийный? – М-может быть»…

gxash 14:43, 3 сентября 2012

Так, значит, потоп был не такой уж и всемирный? Как-то неубедительно.

Дмитрий 16:42, 31 июля 2012

Возможно Мадагаскар и Австралия, это места где уникальная фауна смогла сохраниться (возможно климат уникальный) , а в других местах земного шара эти животные вымерли.

gxash 10:42, 29 июня 2012

2 дмитрий:
это не объясняет абсолютно уникальную фауну Австралии, Мадагаскара, Галапагос.

дмитрий 8:21, 26 апреля 2012

Эй математики! Размеры ковчега.Буду краток у меня нет русской клавиатуры , писать мука.Размер ковчега 133.5х22.5х13.5 объем 39655 м3 водоизмещение 13900 тн. Сегодня в мире 1075100 видов , большинство морские , а значит плавть могут.Млекопитающих ок.5000 , птиц ок 8500.Ной был достаточно умен чтобы не брать самых больших, т.е взрослых. От них меньше потомства получишь , а возни больше.Кстати животные могли сами придти в ковчег, в допотопном мире скорее всего не было миграции(еда была везде.Рай) , но сейчас большинство животных мигрируют.Бог мог направить их в строго определенном направлении к ковчегу и строго определенное количество (см П.1).Уход мог быть минимальным так как в связи с потопом менялся состав атмосферы, давление животные могли находиться в состоянии анабиоза. Если даже люди могут вводить в состояние химической комы, почему Бог нет? Добавим 2000 вымершх ( крупных как слон немного в основном средние) то они займут меньше пловины места.Еще мы не знаем какой длинны локоть Ноя , здесь дан современый . Т.е размер ковчега минимальный. Ной мог быть (и скорее всего был ) как Голиаф более 3 м роста.Так что размер ковчега может быть гораздо больше. Считайте. О потопе отдельная речь. Для справки 70% земли под водой. Глубина океана больше Эвереста , но всеже ее не достаточно чтобы покрыть его. Слоем в 3 км можно покрыть всю землю водой океанов . Но не факт что Эверест был до потопа. Почему ? А по райски не выглядит.Факт.Не могу писать опроаержение на все , может что то особо тревожит? Кстати сколько времени ушло на создание сайта? Дней шесть? Посмотри в окно. Теперь на небо. Чувствуется разница?

Александр 11:11, 28 мая 2011

Комментарий на Быт. 3:21
"Любопытно, что, не снабдив людей при приеме на работу спецодеждой, Господь Бог при увольнении почему-то лично выдал им неплохие кожаные шмотки, видимо, убив для этого кого-то из безмятежных и мирно щиплющих траву обитателей райского сада..."
А. Никонов "Опиум для народа"

ktd 1:29, 11 февраля 2009

Пожалуйста, обратите внимание на такую вещь:
- к шестому дню бог завершил сотворение всего, и человека в т.ч. и ушел отдыхать(Глава 1, стихи 26-31).

- вторая глава начинается опять намеканием на то что бог таки ушел отдыхать, но тем не менее, он опять сотворяет человека:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Глава 2, стих 7).

Две разных истории сотворения человека. :)