Мифы хеттов

— дочерние страницы:
Мифы
Мифы

Содержимое раздела - мифы, легеды и саги, эпосы и былины, каноны и апокрифы религий со всего мира.

Мифы Хеттов


Двухголовый хеттский орёлДвухголовый хеттский орёл

Хеттская религия, как и вся хеттская культура, складывалась благодаря взаимодействию культур различных народов. В период объединения разрозненных городов-государств Анатолии в единое царство местные традиции и культы, видимо, сохранялись. Хеттские тексты буквально пестрят именами различных богов. Лишь в эпоху империи все большая централизация власти породила тенденцию к отождествлению божеств со сходными функциями. Индоевропейские и хаттские религиозные взгляды являлись древнейшими слоями, составлявшими основу хеттского мировоззрения.

Большая часть богов индоевропейского происхождения была связана с городом Канеш. К ним относятся бог-защитник Пирва, бог дня Сиват, который у хеттов постепенно был вытеснен хаттским Богом Солнца Эстаном, а у лувийцев сохранился под именем Тиват. В текстах часто встречается упоминание Сиу-Суммиса - Бог-Наш; впервые оно появляется в "Надписи Аниты". Из мифов следует отметить "Миф о царице Канеса", имеющий параллели в других индоевропейских мифологиях. Явные индоевропейские корни имеют и многие обрядовые песни (например, "Песнь Пирве"), гимны ("Гимн Богу Солнца", который связан с морем), описания царского похоронного ритуала.

Мифология хаттов также оказала существенное влияние на хеттскую культуру. По-видимому, одним из главных хаттских богов был Бог Солнца Эстан (Истанус). Он является героем многих мифов, ему посвящены гимны и молитвы. В районе Хаттусы более всех почитали Солнечную Богиню города Аринны Вурунсему. Какое место она занимала в пантеоне по отношению к Эстану, мы не знаем, т.к. ее мужем считался Бог Грозы Тару (Сару). Уже в "Надписи Аниты" он предстает верховным богом, часто именуется "царем небес, владыкой земли Хатти". Он был богом битвы и связывался с военными успехами Хеттского царства. В международных договорах Бог Грозы выступал представителем всего государства (см. "Мирный договор между Рамсесом и Хаттусили"). Его священным животным был бык, иногда заменявший на алтарях изображение бога. Богу Грозы посвящены многие мифы: "Мифы об Иллуянке", "Луна, упавшая с неба", "Телепинус и дочь Океана". Дочерьми Вурунсему и Тару были солнечное божество Мецулла и Хулла, а внучкой - богиня Цинтухи, также почитавшиеся в Аринне.

Одним из наиболее древних богов был Хальсамуит - Бог Престола, олицетворение царской власти. Покровительницей Хаттусы считалась воинственная богиня Инара, игравшая заметную роль в "Мифе об Иллуянке". Хаттское происхождение имеет и богиня Катахцифури - "Царица Богиня", в хеттских текстах именуемая Камрусепой (см. "Мифы о Камрусепе", "Луна, упавшая с неба", "Исчезновение Телепинуса"). В текстах встречаются упоминания бога-кузнеца Хасамиля, бога-пастуха Хапанта-ли, божества подземного мира Лельвани, богини зерна Каит, Бога Луны Кашку. Жизненную силу природы олицетворял Бог плодородия Телепину, имя которого неразрывно связано с мифом об исчезающем боге. Хаттское влияние чувствуется в представлении хеттов о языке богов и людей - имена богов на них якобы звучат по-разному. Многие имен а хеттских божеств представляют собой простой перевод с хаттского.

С конца Древнего царства хеттская религия попала под сильное хурритское влияние. Бог Грозы Тару стал отождествляться с Тешубом, а его супруга Вурунсему, по крайней мере в "Молитве Пудухеппы", приравнена к Хебат. Бог Грозы из города Нерика нашел свою параллель в сыне Хебат - боге Шарруме.

Хеттский храм представлял собой большой мощеный двор, окруженный множеством хозяйственных и культовых сооружений. Статуя бога, обычно сделанная из драгоценного металла, помещалась в целле так, что не была видна собравшимся во дворе. Скорее всего, обряд богослужения проводили избранные жрецы. Храм считался жилищем бога, а жрецы его слугами, которые кормили, поили, одевали и всячески ублажали его.

Несчастья и неудачи воспринимались хеттами как кара за какой либо проступок. Чаще всего для прояснения причин божьего гнева служили гадания. Существовало три основных метода: гадание по внутренностям жертвенных животных, по полету птиц и по жребию. Последним занимались ведуньи, называемые "старухами".


http://hworld.by.ru

Добавлено ок. 2006-2007 гг.

24 января 2017 г.

1965 г. - умер Николай Онуфриевич Лосский, русский религиозный философ

1986 г. - умер Л. Рон Хаббард, американский писатель, основатель церкви саентологии

Случайный Афоризм

Религия — отличное средство, чтобы утихомиривать чернь

Наполеон Бонапарт

Случайный Анекдот

2000 год. На том свете 12 апостолов пришли поздравить Иисуса Христа с юбилеем. Говорят: - Поздравляем Тебя с 2000-летием. Он отвечает: - Да ну Вас, я с этими людьми совсем запутался, то ли в этом году мне 2000, то ли - в будущем!

  • Марк Твен. Письма с Земли
    Марк Твен. Письма с Земли

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • Отрывок из дневника Сима
    Отрывок из дневника Сима

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Мир в году 920 после Сотворения
    Мир в году 920 после Сотворения

    ...Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

  • Дневник Мафусаила
    Дневник Мафусаила

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

  • Отрывки из дневников Евы
    Отрывки из дневников Евы

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

  • Отрывок из автобиографии Евы
    Отрывок из автобиографии Евы

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

  • Дневник Евы
    Дневник Евы

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

  • Дневник Адама
    Дневник Адама

    ...Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

  • Дагестанские мифы
    Дагестанские мифы

    Дагестанцы — термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

  • Черкесские мифы
    Черкесские мифы

    Черкесы (самоназв. — адыге) — народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие — мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.021 + 0.002 сек.