Мифы хеттов

— дочерние страницы:
Мифы хеттов
Мифы хеттов

Хеттская религия, как и вся хеттская культура, складывалась благодаря взаимодействию культур различных народов. В период объединения разрозненных городов-государств Анатолии в единое царство местные традиции и культы, видимо, сохранялись...

Мифы о Телепинусе


Телепинус и дочь Океана


Хеттский бог грозы в музее АнтепаХеттский бог грозы в музее Антепа
Миф относится к циклу, связанному с хаттским Богом Плодородия Телепинусом и с исчезновением Солнца. Мотив связи солнца с океаном встречается и в других мифах, а также в гимнах Солнцу. Возможно, эти представления были основаны на предположении, что Океан поглощает заходящее Солнце, которое возвращается утром, спасенное Телепинусом. Миф относится к эпохе Древнехеттского царства. Известен и более поздний, переведённый с хурритского текст, согласно которому Бог Солнца сам приходит в гости к Аруне1
Некогда в давние времена Великий Океан поссорился с небом, землей и родом людским, и он увел к себе вниз, в глубину, небесного Бога Солнца. И в стране стало плохо.… Но с Океаном никто не мог сладить. И Бог Грозу к Телепинусу, своему любимому первенцу, воззвал: "Иди, о Телепинус! Ты отправляйся к Океану, небесного Бога Солнца из Океана обратно приведи".
Телепинус пошел к Океану. И Океан его испугался. И ему он отдал свою дочь, и Бога Солнца он ему отдал. И Телепинус Бога Солнца и дочь Океана из Океана обратно привел. И их к Богу Грозы он доставил.
Океан к Богу Грозы отправил посланца со словами: "Телепинус, твой сын, мою дочь себе взял в жены. И он ее к себе привел. А что же ко мне придет взамен?" Бог Грозы сказал Богине-Матери: "Смотри! От Океана пришел поток-гонец. Он просит приданого. Я дам Океану приданое. Как мне ему не дать?" Тогда Богиня-Мать так сказала Богу Грозы: "Отдай ему приданое, ведь дочь его ты себе забрал в снохи". И ему Бог Грозы положенную тысячу отдал: он ему дал тысячу быков и тысячу овец.

Исчезновение и возвращение Телепинуса

Существуют три различные версии этого мифа, относящиеся к XIII-XIV в. до н.э., но ни одна из них не сохранилась полностью. На основании их была сделана попытка воспроизвести максимально полное связное изложение. Имя бога Плодородия Телепинуса заимствовано из мифологии хатти - Талипину2. Этот миф входил в ритуалы, совершаемые с целью предотвращения зла. Исчезновение Телепинуса связывается с его гневом - в неистовстве он надевает правый сапог на левую ногу, а левый на правую. С уходом Телепинуса из дома очаги, жертвенные столы окутывает дым, домашний скот перестает приносить потомство, начинается засуха, в полях не растут злаки, т.к. Телепинус забирает с собой богиню зерна и полей Каит. Боги собираются на пир, но не могут утолить голод. Они тщетно пытаются найти Телепинуса, Бог Солнца посылает за ним орла, но он не находит бога. На поиски отправляется Бог Грозы, он разбивает рукоятку своего молота о ворота города, где живет Телепинус, но не может их открыть. Тогда Богиня-Мать Ханнаханна посылает на поиски пчелу. Пчела находит Телепинуса спящим на поляне у священного города Лихцина. Она жалит бога, он пробуждается еще более разгневанным и навлекает разрушение и уничтожение на людей, скот и всю страну. Однако богиня Камрусепа, совершив обряд заклинания, смягчает гнев Телепинуса. Он возвращается, принося с собой плодородие.
… Правый сапог он надел на левую ногу, левый сапог он надел на правую ногу, повернулся и прочь он пошел.
Окно заволокло облаком, дом окутало чадом. В очаге задыхаются поленья. На жертвенном столе задыхаются боги. В хлеву задыхаются быки, а в загоне - бараны. Овца ягненка своего не признала. Корова теленка своего не признала.
Телепинус прочь ушел, и с собой он забрал зерно, Богиню Полей, рост растений, их цветение и насыщение соками. Телепинус ушел в поля, в луга и в болота. В болоте лесном он остался. Там его опутали водяные лилии. И не полба, ни ячмень больше не цветут. Коровы, овцы и люди больше не дают потомства. А те, что были беременны, не могут никак разродиться.
Горные долины засохли. Деревья засохли, и новые побеги не растут. Пастбища засохли. Источники пересохли. И в стране начался голод, так что и люди и боги умирают с голоду. Великий Бог Солнца задал пир и пригласил на него тысячу богов больших и малых. Они ели, но не насыщались. Они пили, но не могли утолить свою жажду.
Тогда Бог Грозы вспомнил о своем сыне Телепинусе и сказал богам: "Телепинуса здесь нет. Он рассердился, и все блага взял с собой. В стране начался голод". Большие и малые боги начали искать Телепинуса и не нашли его.
Бог Солнца послал быстрого орла: "Иди! Обыщи высокие горы, глубокие долы обыщи! Голубые волны обыщи!" Орел полетел. Горы он обыскал. Обыскал он потоки. Но его не нашел. И назад к Богу Солнцу он принес весть: "Я его не нашел, Телепинуса, могущественного бога". Бог Грозы сказал Богине-Матери: "Что нам делать? Мы умрем с голоду". Богиня-Мать отвечала Богу Грозы: "Сделай что-нибудь сам, Бог Грозы! Пойди и сам поищи Телепинуса!"
Тогда Бог Грозы отправился искать Телепинуса. В городе Телепинуса в ворота пошел было он, но не смог их отворить. Он только сломал о замок рукоятку своего молота. Потом он вернулся восвояси, Бог Грозы, и уселся на своем престоле.
Богиня-Мать послала пчелу: "Иди! Ищи бога Телепинуса. Когда его найдешь, ужаль его в руки и в ноги ,чтобы поднять его с места. Возьми воску, намажь воском ему глаза и руки, очисти его и освяти его, и приведи его ко мне!"
Бог Грозы сказал Богине-Матери: "Большие и малые боги его искали, но его они не нашли. Как же может удастся этой пчеле найти его? Ее крыло маленькое, и сама она маленькая. Этим ведь пчелы и отличаются".
Богиня-Мать сказала Богу Грозы: "Довольно! Пчела полетит, и ей удастся его найти!" Пчела полетела. Она обыскала высокие горы и глубокие долы, голубые волны она обыскала, быстрые потоки она обыскала, источники она обыскала. Она так долго летала, что мед внутри нее иссяк. И когда мед внутри нее иссяк, тогда она и нашла его на поляне в лесу возле священного города Лихцина. И она ужалила его в руки и в ноги, и он поднялся.
И так сказал тогда Телепинус: "Я разгневался, но я здесь улегся отдохнуть. Зачем же меня спящего подняли? Зачем же меня гневающегося вынудили говорить?" Телепинус еще пуще рассвирепел и в гневе он иссушал источники, он отводил в сторону текущие потоки и отделил их от старых русел. Города он сметал и дома он сметал.
Он уничтожал людей, быков и овец он уничтожал. Боги спрашивали: "Вновь рассвирепел Телепинус. Что же нам делать? Что же нам делать?".
Телепинус, рассвирепев, пришел. Он гремел, как гром, устрашающе. Темную землю он сотрясал. Его увидела богиня Камрусепа. И она принесла крыло орла3. И Телепинуса она укротила. Гнев его она укротила. Сердитость его она укротила. Вину она укротила. Свирепость она укротила.
Камрусепа к богам обращается вновь: "Придите, о боги! Ты, богиня Хабантали, ты, Бог Солнца, баранов пасешь! Двенадцать баранов зарежьте! Я посвящаю Телепину жир зарезанных баранов! Я взяла крыло и тысячу глаз я взяла! Крылом я размахиваю, а на крыле жир баранов, принесенных в жертву Камрусепой! И для Телепинуса я зажигаю огонь. Здесь и там я зажигаю огонь. Я взяла у Телепинуса из его тела зло. Я взяла вину его. Я взяла гнев его. Я взяла его сердитость. Я взяла его ярость. Я взяла его свирепость. Сердитый дух Телепинуса и его сердцевина! Задыхаются в огне дрова. И подоьно тому, как дрова горят, пусть также сгорит гнев Телепинуса, сердитость, вина, свирепость. Как маленькие зерна солода в поле не несут, а оставляют впрок на семена, и хлеба из них не пекут, а складывают их в амбаре и запечатывают печатью, пусть столь же малы станут гнев Телепинуса, его сердитость, вина и свирепость. Сердитый дух Телепинуса и его сердцевина! Огонь горит. И подобно тому, как этот огонь разгорается, так пусть сгорят гнев, сердитость и свирепость. Прочь, гнев Телепинуса! Прочь, сердитость! Прочь, вина! Прочь, свирепость! Подобно тому, как вода по водосточному желобу обратно вверх не течет, так пусть гнев Телепинуса, его сердитость, вина и свирепость назад не приходят!
Под боярышником боги собрались на совет. Под боярышником тем долголетье богов. Там боги все уселись: бог Папаяс, и богиня Истустаяс,
и Богини-Защитницы, и Богини-Матери, и Бог Зерна, и Бог Созревания, и Телепинус, и Бог-Защитник, и богиня Хабантали. И всем богам долголетье я обеспечу обрядом. Телепинуса я очищаю обрядом. Я взяла у Телепинуса из его тела зло. Я взяла гнев его. Я взяла сердитость его. Я взяла вину. Я взяла свирепость. Я взяла злой язык. Я взяла злой глаз. Когда быка тянут за шерсть, которой порос его лоб между рогами, бык волей-неволей уходит прочь. Так сейчас волшебный образ, сделанный из шерсти, тянут в сторону, говоря: "Прочь уходи, гнев Телепинуса, сердитость, вина, свирепость его!"
Подобно тому, как если Бог Грозы, рассвирепев, приходит, то его жрец - Человек Бога Грозы обуздывает, а если блюдо вносят, то с него еду по чашам раскладывают и тем его опустошают, так мои, богини Камрусепы, слова, сказанные на человеческом языке, пусть укротят гнев Телепинуса, его сердитость, его свирепость. Пусть так случится, что гнев Телепинуса, его сердитость, его вина, его свирепость покинут дом. Пусть они покинут главный опорный столб дома. Пусть они покинут окно. Пусть они покинут дверную петлю. Пусть они покинут свод над воротами. Пусть они покинут подворье, ворота. Пусть они покинут царскую дорогу! К плодоносящему полю, к лесу и к саду пусть не идут они! Пусть они идут дорогой Солнечного бога Земли!
Привратник отпирает ворота и обратно запирает засов. На Темной Земле поставили бронзовые полые сосуды. Их крышки из свинца. Но на них замки из железа. Кто в них войдет, тот из них вверх потом не выйдет, а там внутри потом и погибнет. И пусть злой гнев, сердитость, свирепость, вина, злой язык, злая пята внутрь туда войдут и больше вверх не выйдут. Пусть там внутри они и погибнут.
Смотри, для тебя поставлен молочный сок растений. Пусть твоя сердцевина и дух станут мягкими, как молочный сок. Повернись миролюбиво к царю, царице и царевичам страны хеттов! Смотри, для тебя поставлены маслины. Пусть перед тобой оливковое дерево виднеется. Смотри! Для тебя поставлены плоды фигового дерева. Подобно тому, как плод финикового дерева сладок, также дух Телепинуса да будет столь же сладок. Подобно тому как плод оливкового дерева в своей сердцевине содержит масло и подобно тому как виноградная лоза в своей сердцевине содержит вино, так и ты, Телепинус, в духе своем, в своей сердцевине содержи благо. Смотри! Для тебя поставили растительное масло. Да умастят им сердцевину Телепинуса. Смотри, для тебя положили солод и солодовое пивное сусло. Как солод и солодовое пивное сусло по сути едины, так пусть душа Телепинуса и слова людские будут едины. Как сердитого человека напоят пивом и у него гнев исчезнет и стесненного заботами человека вволю напоят и у него заботы исчезнут, так и тебя, Телепинуса, солодовое пивное сусло пусть вволю напоит, и пусть у тебя гнев, сердитость, вина, свирепость исчезнут. Смотри, для тебя положили воск. Пусть свирепость и гнев выйдут из тебя. Смотри, для тебя положили полбу. Подобно тому как полба чиста, так пусть чистыми будут сердцевина Телепинуса и его дух. Подобно тому как медово-сладок мед и подобно тому как мягко масло, так пусть же дух Телепинуса станет медово-сладким и мягким. Так ешь же вволю и пей же вволю!
Смотри! Твои пути, пути Телепинуса, благовонным маслом я окропила. И они благовонным маслом окроплены, о Телепинус! И путь твой открыт! Из драгоценных деревьев сахи и хапурияса да будет сделано твое ложе. Ложись на него спать. Подобно тому как хорошая стрела из тростника хорошо летит, так ты, Телепинус, приди скорее сюда! Пусть будешь ты в согласии с царем и с царицей и со страной хеттов!"
Бог Телепинус вернулся в свой дом. Он снова стал думать о своей стране. От окна отошло облако. От дома отошел чад. На жертвенном столе боги успокоились. В очаге поленья успокоились. В хлеву быки успокоились. В загоне бараны успокоились. Корова стала заботиться о теленке. Овца стала заботиться о теленке. Телепинус стал заботиться о царе и царице и о стране хеттов и им обеспечил жизнь и жизненную силу на будущие времена. Телепинус заботится о царе. Перед Телепинусом ставят вечнозеленое дерево эя. На дереве эя висит овечья шкура. В овечьей шкуре помещается бараний жир. В нем же, в свой черед, помещаются Богиня-Зерно, Богиня Полей и вино. В них же, в свой черед, - бык и баран. В них же - долголетье. В них же - потомство, сыновья и дочери. В них же - зрелость смертных людей, быков и овец. В них же - мужество и могущество. В них же - вечный огонь.
В нем же - весть о мягкошерстных ягнятах. В них же - полное послушание. В нем же - правый кострец. В нем же - рост, цветение и насыщение соками. И Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру. И он ему дает все блага!

Примечания:

1Океану

2"пину" - ребенок

3орлиное крыло - обычный атрибут жрицы в хеттских ритуалах

Добавлено ок. 2006-2007 гг.

22 июня 2017 г.

1276 г. - умер Папа Римский Иннокентий V

1535 г. - обезглавлен Джон Фишер, епископ Рочестера, друг Томаса Мора

1633 г. - В доминиканском монастыре святой Минервы Галилео Галилей на коленях отрёкся от своих мировоззрений на том самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор

1668 г. - царские войска начали 7-летнюю осаду Соловецкого монастыря, отказавшегося принимать церковную реформу

1862 г. - царским указом в России закрываются воскресные школы

1963 г. - коллегией кардиналов избран римским папой Павел VI

Случайный Афоризм

Все боги БЫЛИ бессмертными

Станислав Ежи Лец

Случайный Анекдот

Мужик ползет по пустыне, высох весь. Поднимает глаза к Небу:
- Господи, я так хочу пить, прошу у Тебя воды... И зачем Ты мне третий день кидаешь эти лопаты?!!

  • Марк Твен. Письма с Земли
    Марк Твен. Письма с Земли

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • Отрывок из дневника Сима
    Отрывок из дневника Сима

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Мир в году 920 после Сотворения
    Мир в году 920 после Сотворения

    ...Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

  • Дневник Мафусаила
    Дневник Мафусаила

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

  • Отрывки из дневников Евы
    Отрывки из дневников Евы

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

  • Отрывок из автобиографии Евы
    Отрывок из автобиографии Евы

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

  • Дневник Евы
    Дневник Евы

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

  • Дневник Адама
    Дневник Адама

    ...Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

  • Дагестанские мифы
    Дагестанские мифы

    Дагестанцы — термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

  • Черкесские мифы
    Черкесские мифы

    Черкесы (самоназв. — адыге) — народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие — мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.012 + 0.001 сек.