Мифы хеттов

— дочерние страницы:
Мифы хеттов
Мифы хеттов

Хеттская религия, как и вся хеттская культура, складывалась благодаря взаимодействию культур различных народов. В период объединения разрозненных городов-государств Анатолии в единое царство местные традиции и культы, видимо, сохранялись...

Осада Уршу


Хеттский царь. Рельеф из Каркемиша. Высота — 128,5 см. Ассирийский стиль. 850—700 гг. до н.э.Хеттский царь. Рельеф из Каркемиша. Высота — 128,5 см. Ассирийский стиль. 850—700 гг. до н.э.
Текст этой легенды записан на аккадском языке, перевод выполнен самими хеттами с недошедшего до нас подлинника. Хеттские войска осаждают в Северной Сирии город Уршу. Царь, скорее всего Хаттусили I, командует армией из города Лухуцантии в Киццуватне. Осажденные состоят в союзе с верхнемесопотамскими хурритскими царствами1 и расположенными поблизости городами-государствами. Нерадивые хеттские военачальники выслушивают наказы царя, но допускают ошибки и навлекают на себя царский гнев. Конец текста утрачен, но можно предположить, что легенда состоит из ряда однотипных эпизодов и относится к принятому у хеттов жанру нравоучительных историй.

… Сандас принес весть…Царь2 тогда сказал так: "Сандас, ступай! … Сделай все как должно. Смотри, чтоб не вышло, что город уже будет разрушен до того, как ты туда придешь! Будь осмотрителен! А не то город будет разрушен и произойдет грех и опустошение. Если же ты будешь осмотрителен, то город не будет разрушен. Когда вы пойдете на сражение, пусть военачальники смотрят внимательно! Воины вражеские, как псы, побегут впереди! Кто этого пса увидит?" Они так отвечали царю: "Мы будем внимательны, и мы избежим греха и опустошения города".
Тогда царь сказал им так: "Если город погибнет, то случится грех, случится преступление". И тогда они отвечали так: "Восемь раз мы вступали в бой, и город хотя и будет разрушен, но греха мы не совершили". И царь был доволен их ответом.
Но они сломали стенобитное орудие. Царь рассердился, и лицо его омрачилось: "Всегда они приносят мне дурные известия; пусть Бог Грозы унесет вас в бурном потоке!". Царь продолжал так: "Не ленитесь! Сделайте стенобитное орудие на хурритский лад, и пусть его скорее доставят. Большое стенобитное орудие делайте из дерева горы Хассу3, и пусть его скорее доставят. Начинайте насыпать землю! А когда кончите, пусть все станут по местам. Пусть тогда враг начнет сражение, это будет безумством с его стороны!"
Тогда Сариванда сказал: "Там холодно сейчас. Завтра начнут земляные работы, а пока можно об этом не беспокоиться". И царь был доволен его ответом.
Царь позвал Сандаса в Лухуццантию4 и спросил его о подданом человека Кархемыша: "Какие там новости?" Так отвечал Сандас: "Когда Уршу падет, тогда подданный окажется у нас в руках. Сейчас твои подданные сидят на горе и оттуда обозревают вражеский город". Тогда царь спросил его: "Ты меня слушаешь?" - "Я слушаю". - "Ступай и скажи им так: кто бы вы ни были, будьте разумными! И покажите себя верными военачальниками! В Хатти не было ничего плохого. Но когда вот Нунну и Кулет совершили зло, - смотрите, что с ними стало! А что сделал человек из Кархемыша, это вы видели?" Вот что они говорили:
"Разве кто-нибудь думал, что Ирияя придет и скажет как лжец: "Мы принесем башню и стенобитное орудие". А на самом деле они не принесли ни башни, ни стенобитного орудия. Он подумал, подумал, да и их принес кому-нибудь другому. Так схватите его и скажите ему: "Ты нас обманываешь, а мы из-за тебя обманываем царя".
"Царь нарушил слово моего отца, слово моего деда… Бояться его не надо. Один-единственный военачальник сюда пойдет, мало воинов сюда пойдет. И ни военачальники, ни главные над пешими воинами сюда не придут".
"… Тридцать боевых колесниц города Хуруххи, которые вошли в город Асиху, удалось захватить и отослать их назад". Тогда Кулет сказал так: "Сыновья сына Бога Грозы сражаются за царствование5. Что же ты медлишь? А теперь ты что царю принес? Что ты для боя сделал?" А те ему отвечали так: "Только если к нам будут враждебны, мы ответим враждой".
Сандас снова принес донесение. Царь тогда сказал так:
… "Почему вы не дали им сражения? Вы словно стоите на воде, а не на колесницах, и сами чуть не стали течь, как вода. Он вам отплатит за это, еще бы! Вам бы на колени стать перед ним! Вы если не убить его должны были, то хоть бы напугать его. А вы вели себя, как женщины.
Вспомни о сыновьях Лария. Сыновья Лария тоже медлили, хотя они и пели боевую песнь Забабы:

Рогом бык щенка придавит,
Белолобый бык
Вот идут быки на битву,
И бегут щенки!

Но хоть они так пели, на самом деле они взяли в руки веретена, а стрелы унесли прочь. Иголки они взяли в руки, а палицы свои унесли прочь. Раньше Тудхалияс вот также передо мной повел себя, как женщина. А теперь ты ведешь себя, как женщина!" И, рассказав это, царь продолжал так: "Ступайте! Когда в Уршу придете, будете вы жечь городские ворота и вести бой как надо?"
И тогда они отвечали царю: "Восемь раз мы с ним вступали в бой. Мы опрокинем их замыслы и возьмем город". Царь отвечал: "Хорошо!"
Но они так и не сделали ничего городу. А многие из слуг царя получили раны в стычках и умирали. Царь разгневался. И он сказал так: "Следите за дорогами. Смотрите, кто входит в город и кто выходит из города. Пусть никто из города не сможет уйти к врагу. Пусть никто не сможет пойти ни к Арвару, ни к Хальпе, ни к войску хурритов, ни к Цуппе!" Они ответили: "Мы следим. Восемьдесят колесниц и восемь пеших отрядов окружают город. Пусть сердце царя успокоится. Каждый стоит на своем месте". Но вдруг беглец пришел из города. Вот что он рассказал: "Человек царя Хальпы приходил пять раз, человек Цуппы в самом городе, люди Арвары входят в город и выходят из города, человек моего господина - Сына Бога Грозы - входит в город и выходит из него, вот что он сказал: "Как же можно положиться на вас?" Вот что он говорит6: "Я принес серебро, имущество, быков и овец; их я отдал хурритам; и если мне они помогут, я им семикратную дань принесу; и я приведу сыновей страны и еще удвою дань хурритам. И от царя7 я помощь приведу". И царь разъярился. И вот что он сказал: "Как же можно положиться на вас? Где же те восемьдесят колесниц и где же восемь отрядов?…"

Примечания:

1в тексте хурриты

2Хаттусили I

3гора в Сирии при устье Оронта

4город в Киццуватне

5Сын Бога Грозы - титул великих царей Ханигальбата как в домитаннийский, так и в митаннийский период

6видимо правитель Уршу

7скорее всего царя Хальпы

Перевод Иванова В.В.

Добавлено ок. 2006-2007 гг.

22 августа 2017 г.

память апостола Матфея

1280 г. - умер Папа Николай III

1760 г. - родился Папа Лев XII (Аннибале, граф делла Дженга)

1845 г. - закладка второго по величине храма в России в г. Ельца Липецкой обл. — Вознесенского собора

1968 г. - Папа Павел VI прибыл в столицу Колумбии Боготу, начав первый визит главы католической церкви в Латинскую Америку

Случайный Афоризм

Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд оплачивался духовно

Гольбах П.

Случайный Анекдот

А говорят, была еще данная Моисею 11я заповедь: -- Иди, Мойша, и не морочь голову ни мне, ни людям!

  • Марк Твен. Письма с Земли
    Марк Твен. Письма с Земли

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • Отрывок из дневника Сима
    Отрывок из дневника Сима

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Мир в году 920 после Сотворения
    Мир в году 920 после Сотворения

    ...Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

  • Дневник Мафусаила
    Дневник Мафусаила

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

  • Отрывки из дневников Евы
    Отрывки из дневников Евы

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

  • Отрывок из автобиографии Евы
    Отрывок из автобиографии Евы

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

  • Дневник Евы
    Дневник Евы

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

  • Дневник Адама
    Дневник Адама

    ...Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

  • Дагестанские мифы
    Дагестанские мифы

    Дагестанцы — термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

  • Черкесские мифы
    Черкесские мифы

    Черкесы (самоназв. — адыге) — народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие — мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.023 + 0.001 сек.