Герои и легенды

— дочерние страницы:
Герои и легенды
Герои и легенды

Древняя история римлян овеяна легендами. Самую широкую известность получила легенда об основателях Рима Ромуле и Реме. Её знал каждый ребёнок. Расскажем и мы несколько легенд этого народа, благодаря которому Европа приобщилась к эллинской культуре.

Похищение сабинянок
(Вероломная Тарпея)


Рудольф Мертлик

Похищение сабинянок. Джамболонья. 1574-82. Флоренция.Похищение сабинянок. Джамболонья. 1574-82. Флоренция.

Ромул охотно принимал в новый город изгнанников и беглецов из других мест. Население города увеличивалось также за счет пленных. Через некоторое время в Риме стало не хватать женщин. Соседние племена не разрешали своим женщинам вступать в брак с римлянами. Ромул отправил послов к соседним народам с просьбой разрешать своим девушкам выходить замуж за жителей Рима. Но послы вернулись ни с чем.

Тогда Ромул решился на хитрость. Он устроил в Риме великолепные игры и пригласил на них всех окрестных жителей. Народу собралось великое множество. Особенно много прибыло сабинян, которые взяли с собой жен и детей.

Начались игры. Стадион заполнился до отказа. Взоры всех зрителей устремились на прекрасное зрелище, и только у римских мужчин было на уме совсем другое. Они разглядывали приезжих, и каждый выбрал себе девушку, которая ему нравилась больше других.

Когда стадион разразился бурными аплодисментами, царь Ромул подал условный знак. Мужчины-римляне только этого и ждали. Они вскочили с мест и с громким криком бросились к девушкам. В возникшей неразберихе каждый подхватил на руки понравившуюся девушку, а то и первую попавшуюся, и понес к себе. Девушки плакали, звали на помощь родителей и братьев, но римские юноши были сильнее, они не отдали девушек. Приведя их домой, юноши говорили им: «Что ты плачешь? Зачем портишь глаза слезами? Не бойся! Твоим родителям я заплачу выкуп, а тебе буду верным и любящим мужем».

Ромул тоже обратился с речью к похищенным девушкам: «В том, что случилось, виноваты ваши отцы. Они не захотели слушать наши просьбы, отказали нам в праве стать вашими мужьями. Но вы не пугайтесь! Вы станете нашими законными женами и будете пользоваться всеми правами и всем имуществом своих мужей. Вы будете воспитывать детей, а они для римлян дороже всего на свете. Перестаньте гневаться, смените злобу на любовь. Ваши мужья будут внимательны к вам, и каждый из них постарается, чтобы вы не скучали по родине и родителям».

Мужчины тоже, как могли, утешали девушек и оправдывали свой поступок любовью. Девушки перестали бояться, некоторые из них даже обрадовались, что будут жить в Риме.

Хитрость Ромула удалась. Но сабиняне почувствовали себя оскорбленными. Они стали уходить до окончания праздника и поклялись отомстить римлянам за их вероломство. Так возникла вражда между сабинянами и римлянами. Родители похищенных девушек требовали от своей знати сделать все, чтобы насилие не осталось безнаказанным.

К царю Титу Тацию со всех сторон стали прибывать люди, жаждущие мщения. Его имя было широко известно, все его уважали. Но некоторым все же казалось, что сабиняне и их царь слишком медлят. Нетерпеливые предводители сумели увлечь за собой множество людей на бой с римлянами, но были легко разбиты.

Иначе готовились к войне сабиняне, они делали это основательно. Подготовившись, они обрушились на Рим с такой силой, что, казалось, вот-вот уничтожат царство Ромула. Римскому войску пришлось отступить за стены города.

Главнокомандующим римской армией был Спирий Тарпей. Его дочь, Тарпея, брала воду из колодца, находящегося за стенами города. Она с тоской глядела на войска сабинян и не сводила глаз с царя Тация. Ей нравился не только он, но и его красавец конь и его доспехи. Таций запал ей глубоко в сердце. Она молила богов, чтобы римские стрелы миновали его и он оставался невредимым! Царь врагов взял в полон ее сердце.

Тарпея могла целый день смотреть туда, где появлялся Таций. Только с наступлением темноты она неохотно возвращалась в Капитолий. Терн царапал ей ноги и руки, но Тарпея не чувствовала боли. Она еще долго сидела на скале, тоскуя по Тацию, и шептала, глядя в сторону сабинянского лагеря: «О, как бы я хотела сидеть у ваших очагов, пусть даже пленницей! Хоть бы Таций увлекся мной! С какой радостью покинула бы я римские холмы и принесла мою любовь в ваш лагерь. Знаю, боги домашнего очага простили бы мою вину. Римское пурпурное одеяние гораздо больше к лицу тебе, Таций, чем вскормленному волчицей Ромулу. Мне так хочется стать твоей женой! Могу ли я надеяться на это? Моим приданым мог бы стать Рим, который я помогу захватить вам, сабиняне. Если же мне не быть твоей женой, Таций, то все равно — ответь на похищение сабинянок похищением же! Я приду к тебе, Таций, а вместе со мной придет и мир».

В один из дней Рим праздновал годовщину своего основания. Сам Ромул повелел, чтобы воины и стража отдохнули от войны. Тарпея решила воспользоваться удобным моментом и отправилась во вражеский лагерь. Она предала Рим, открыв сабинянам ворота города. Надеялась, что в благодарность за это Таций сделает ее своей женой. Но Таций воздал ей по ее заслугам, он велел воинам убить Тарпею.

По другой версии, Тарпея предала Рим, рассчитывая, что сабиняне богато вознаградят ее за это. Как бы там ни было, а Тит Таций вступил в Рим. Воины Ромула обратились в бегство. В этот момент Ромул пообещал Юпитеру построить храм в его честь, если он остановит бегство. В узком ущелье между двумя холмами состоялось решающее сражение.

Бой длился долго, смерть пожинала богатый урожай, унеся множество жизней римских и сабинянских воинов. Такое огромное количество погибших привело в отчаяние жену Ромула Герсилию. Собрав сабинянских женщин, она обратилась к ним: «Дорогие подруги, нас объединяет общая судьба. Мы были похищены насильно, наши сердца сейчас наполняет не гнев, а любовь к нашим мужьям-римлянам. Нам следует действовать решительно. Мы видим ужасную картину. На одной стороне сражаются наши отцы и братья, на другой — наши мужья. Мы теряем то отца, то мужа, и нелегко решить, какая из потерь тяжелее и горше. Послушайте меня и идите за мной!»

Женщины послушались. Они распустили волосы в знак траура, оделись в черные платья, прижали к груди младенцев и сбежали вниз с холма. С плачем и причитаниями вторглись они между враждующими шеренгами. Младенцы протягивали ручонки к своим дедам и отцам, держащие их на руках женщины падали на колени и просили мужчин прекратить кровопролитие. «Мы не хотим терять ни отцов, ни мужей! — кричали они в слезах.— Лучше обратите свой гнев против нас. Ведь это мы причина войны, из-за нас течет кровь и гибнут люди. Лучше погибнуть, чем жить вдовами!»

Плач и вопли женщин образумили сражающихся. Со звоном упали на землю брошенные щиты, мечи вернулись в ножны. Сабиняне брали на руки своих внуков, которых видели в первый раз, прижимали их к груди и весело носили их на щитах, уже не вызывавших страха. Отцы младенцев с увлажнившимися глазами наблюдали за этим необычным зрелищем.

Оба царя, Ромул и Таций, вышли навстречу друг другу и заключили мир. Позднее оба народа объединились, Рим стал столицей, и какое-то время Ромул правил вместе с сабинянским царем Тацием. Но вскоре Таций был убит и обоими народами стал править Ромул.

Его мудрое правление способствовало будущему величию и славе Рима. Исполнив предназначенное судьбой, он покинул землю и был взят на небо. Вот как это произошло.

Однажды весной Ромул производил смотр своим войскам. Вдруг разразилась сильная гроза. Под раскаты грома и сверкание молний с неба спустился густой туман, окутавший царя так плотно, что он стал невидим. Людей охватили страх и смятение. Поэтому они не заметили, как на землю на своей огненной колеснице спустился бог войны Марс и увез своего сына Ромула на небо.

Когда гроза прошла и небо прояснилось, римляне обнаружили, что царский трон осиротел. Уныние и скорбное молчание нависло над городом. Потом все разрыдались, стали причитать, призывать назад доброго царя. Распространился даже слух, что это сенаторы во время грозы разорвали на части Ромула, чтобы народ лишился своего защитника. Но тут к народу обратился Прокул Юлий: «Римляне! Сегодня на рассвете мне явился отец нашего города Ромул в божественном обличье. Он велел сообщить вам, что будет и дальше покровительствовать Риму, чтобы наш город обрел вечную славу!»

Его слова успокоили людей. С того дня римляне стали чтить Ромула как нового бога Квирина, покровителя римлян.


Мертлик Р. Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. - М.: Республика, 1992. - 479 с.

Добавлено: 23 июня 2013 г. 15:21:27

21 сентября 2017 г.

у православных Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю)

у славян день Сварога

у кельтов Мабон (Альбан Эльвед) - освобождение от всего отжившего в жизни, воздание почестей умершим женщинам

у ацтеков день мужского плодородия (праздник эрекции)

1348 г. - евреи Цюриха обвинены в отравлении родников

1451 г. - евреям Голландии велено носить на одежде опознавательные знаки

1452 г. - родился Джироламо Савонарола, доминиканский проповедник и правитель Флоренции

1525 г. - магистр Тевтонского ордена Вольтер фон Плеттенберг предоставил Риге полную религиозную свободу

1676 г. - вступил на престол Папа Иннокентий XI

1922 г. - американский президент У.Гардинг поддержал идею создания еврейского государства в Палестине

Случайный Афоризм

Во всем виноваты евреи. Это их бог нас всех сотворил.

Лец С.

Случайный Анекдот

- Да не девка я!.. Поп я, поп... - Поздно, батюшка, расслабьтесь...

  • Марк Твен. Письма с Земли
    Марк Твен. Письма с Земли

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • Отрывок из дневника Сима
    Отрывок из дневника Сима

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Мир в году 920 после Сотворения
    Мир в году 920 после Сотворения

    ...Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

  • Дневник Мафусаила
    Дневник Мафусаила

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

  • Отрывки из дневников Евы
    Отрывки из дневников Евы

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

  • Отрывок из автобиографии Евы
    Отрывок из автобиографии Евы

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

  • Дневник Евы
    Дневник Евы

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

  • Дневник Адама
    Дневник Адама

    ...Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

  • Дагестанские мифы
    Дагестанские мифы

    Дагестанцы — термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

  • Черкесские мифы
    Черкесские мифы

    Черкесы (самоназв. — адыге) — народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие — мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.037 + 0.001 сек.