Послания

— дочерние страницы:
Послания
Послания

Послание Дионисия Ареопагита к Титу

Глава 1

1 Не знаю, возлюбленный Тит, случилось ли святому Тимофею слышать что-либо из рассмотренных мною богословских символов,
2 только в Символическом богословии я объяснил все, по мнению многих, необыкновенные выражения Писания о Боге.
3 Души непросвещенные исполняются нелепыми мыслями, когда у отцов, неизреченно мудрых, встречаю божественную, таинственную и для ума нечистого недоступную истину под покрывалом смелых загадок.
4 Поэтому-то мы часто и не верим буквальному смыслу выражений, в которых описываются божественные тайны,
5 и восходим к этим тайнам путем созерцания от соответствующих им чувственных символов.
6 Впрочем, иногда можно обойтись и без символов, можно созерцать небесные тайны сами по себе, в их наготе и чистоте -
7 Так видим и ублажаем мы Источник жизни, Который Сам в Себя изливается и Сам в Себе существует,
8 Который есть некая единая, простая, самодвижная, самодействующая, никогда Себя не оставляющая Сила,
9 Который есть знание всякого знания, созерцающее Себя через Себя.

Глава 2

1 Итак, я признаю нужным как для Тимофея, так и для других посильное изъяснение различных форм священной символики,
2 ибо с внешней стороны ее сколько кажется невероятностей и несообразностей!
3 Например, сверхсущностное Богорождение приписывается Божиему чреву, телесно рождающему Бога;
4 Рождаемое Слово усвояется человеческому сердцу, как бы отрыгающему Его;
5 дыхание Духа выражается через дыхание уст;
6 богородительное лоно, содержащее в себе Сына Божия, представляется телообразно;
7 а иногда употребляются символы: насаждения, древа, плода, цвета, корня, источника, дающего воду или разливающего свет.
8 Таковы и прочие описания сверхъестественных предметов богословия.
9 Так, для обозначения духовного Промысла Божия, даров, явлений, сил, свойств, судеб, пребывания, исхождения, суда, единения приписывается Богу образ то человека, то зверя или другого животного, то растения, то камня;
10 иногда Он представляется даже облаченным в военные доспехи варваров;
11 иногда изображается ваятелем и скульптором, как некий художник;
12 иногда Писание придает Ему коней, колесницы и седалища или окружает Его принадлежностями великого пира и изображает пьющим, спящим и шумным от вина.
13 Что сказать еще о гневе и скорби, о различных клятвах и раскаянии, о проклятиях и ненависти, о многообразных и двусмысленных выражениях, отменяющих Божие обетование,
14 о борьбе Бога с сильными земли, сопровождаемой как бы опасением Его и умыслом против них, когда они намеревались воздвигнуть здание не для обиды других, а для сохранения себя,
15 также о небесном совете, как обмануть Ахава, о плотской и чувственной страсти, изображаемой в книге Песнь Песней?
16 Сколько и других священных понятий в изображении Бога, когда вещи сокровенные выражаются видимыми, единичные и простые - протяженными и состоящими из частей, необразные и безформенные - имеющими форму и образ!
17 Но, кто умеет проникать в сокровенное их благолепие, тот постигает в них все таинственное и боговидное, все сияющее полным светом богословия.
18 Мы уверены, что символические сочетания придуманы не для них самих, но для неизглаголанного знания, которое по своей святости для непросвещенных недоступно,
19 а открывается только испытанным его любителям, не увлекающимся при разсмотрении священных символов детскими мечтами,
20 но простотой своего ума и силой созерцания возносящимся к простой и сверхъестественной истине их.
21 Притом, должно заметить, что богословское учение двоякого рода: одно невыразимое, таинственное, другое ясное и легко понимаемое;
22 первое облечено символами и состоит в обрядах, другое является в форме философской и может быть доказуемо, потому что соединяет в себе выразимое с невыразимым;
23 последнее убеждает и связует истину словом; напротив, первое показывает ее божественность без слов, самими делами и священными обрядами.
24 Известно, что совершение священных тайн ни у нас, ни у церкви ветхозаветной не производилось без боголепных символов.
25 Мы видим, что и святейшие ангелы о вещах божественных говорят загадочно, таинственно, что и Сам Иесуа богословствует в притчах и преподает Божественные тайны под видом трапезования.
26 Ибо надлежало не только сохранить Святое святых от скверн непросвещенной толпы, но и озарить всю природу человеческую светом божественных истин сообразно с ее делимостью и вместе неделимостью;
27 надлежало безстрастную душу вознести к простому и внутреннему созерцанию боговидных образов и страстное тело врачевать и возводить к Богу по законам телесности,
28 то есть посредством предустановленных, преобразовательных символов, которые были бы сообразны с понятиями души и в то же время совершенно соответствовали бы истинам неприкровенного богословия, как образы, руководствующие к уразумению его учения.

Глава 3

1 Видимый наш мир ведет к созерцанию вещей Божиих невидимых - так говорит Павел и здравый разум.
2 Поэтому и богословы на иное смотрят как на предмет жизни гражданской и подзаконной, а на иное - как на дело чистое и благодатное,
3 на первое - человечески и опосредованно, на второе - надмирно и тайнообразно, рассуждая об одном на основании известных всем законов, а о другом на основании незримых определений,
4 сколько они могли быть выражены в Священных Писаниях и сколько могут быть поняты умом и сердцем,
5 ибо во всех этих Писаниях предлагается нам не сухая история, но живоносное совершенство.
6 Поэтому мы должны оставить народное мнение о них и благоговейно проникать во внутреннее значение священных символов,
7 иначе мы унизили бы их, потому что они суть видимые черты и отпечатки божественной природы, чувственные образы неизглаголанных и сверхъестественных предметов.
8 Притом, преобразовательными символами расцвечиваются не одни сверхсущностные, духовные или прямо божественные светы -
9 например, не один Бог называется огнем, но и умственное слово Его именуется также огненным;
10 даже боговидным чинам мыслимых и мыслящих ангелов придаются различные и все огненные образы.
11 Поэтому и самый образ огня иначе надо понимать, когда им выражается непостижимое существо Божие, иначе - когда под ним разумеется умственное слово Его Промысла, и иначе - когда им обозначаются ангелы:
12 в первом случае он означает причину, во втором - условное бытие, а в третьем - участие в бытии.
13 Вообще символы должно понимать так, как предписывают понимать их созерцание и законы мудрости;
14 впрочем, не надо смешивать их произвольно, но изъяснять сообразно причинам, условному бытию, силам, чинам и достоинствам, которые ими обозначаются.

Глава 4

1 Но, чтобы не выйти из надлежащих пределов письма, приступим к самому изследованию предложенных тобою предметов.
2 Мы говорим, что всякая пища служит к усовершенствованию того, кто ею питается,
3 потому что она восполняет его недостаток и скудость, укрепляет его слабость, сохраняет его жизнь, раскрывает и обновляет его силы, сообщает приятную живость его чувствам, вообще отводит тоску и несовершенство, а дает веселие и совершенство.
4 Поэтому хорошо сказано в Писании, что благая Премудрость держит таинственную чашу и подносит священное свое питие,
5 а еще прежде пития предлагает твердую пищу и громогласной проповедью милосердия созывает нуждающихся.
6 Итак, предлагаемое ею вещество для питания двоякого рода: одно - твердое и постоянное, другое - жидкое и текучее.
7 И последнее, то есть чаша, уже приводит к мысли о том, сколь попечительна благость Премудрости:
8 будучи круглой и открытой, чаша есть символ безначального и безконечного, заботящегося обо всем Промысла;
9 предлагаемая всякому, она, тем не менее, пребывает в себе самой, остается в неподвижном тождестве, нисколько не изливается, всегда неизменна и недвижима.
10 В Писании сказано, что Премудрость создала себе дом, приготовила в Нем твердую пищу, поставила сосуды и чашу -
11 отсюда каждый, богоприлично разсматривающий божественные вещи, легко может видеть, что всесовершенный Промысл есть причина бытия и благоденствия всего существующего;
12 что Он на вс
е простирается, везде является, все содежит и, несмотря на то, существенно пребывает Сам в Себе, не смешивается ни с чем, ни почему и ни с чем другим;
13 что, изъятый от всего, Он и в бытии, и в состоянии, и в пребывании вечен и тождествен,
14 ибо всегда Тот же и так же существует, никогда не бывает вне Себя, никогда не оставляет ни Своего дела, ни неподвижного Своего пребывания или бытия, но весь совершает в Самом Себе благие дела Свои;
15 что Он распространяется на все и, однако же, остается в Себе;
16 что Он стоит и движется и вместе не стоит и не движется;
17 что Он дела промышления совершает, так сказать, в неподвижности, а неподвижность являет в делах промышления.

Глава 5

1 Но что значит твердая и жидкая пища? Ибо сказано, что благая Премудрость уготовляет как ту, так и другую.
2 Твердая пища, думаю, есть выражение духовного, постоянного совершенства и тождества, по Которому разумные души участвуют в неизменном, сильном, все соединяющем и нераздельном ведении вещей божественных.
3 Этим разумным душам и святой Павел, следуя Премудрости, преподает истинно твердую пищу.
4 Под символом же пищи жидкой разумеется то удобоизливающееся и всем разделяемое обилие учения, которое разнообразием, множеством и частностью своих истин ведет питаемых, по мере сил каждого, к простому и нераздельному боговедению.
5 Поэтому умственные изречения Божии уподобляются то росе и воде, то вину и меду,
6 Ибо имеют силу то оживлять, как вода, то возращать, как молоко, то возстанавливать жизнь, как вино, то очищать и сохранять, как мед.
7 Вот что дарует божественная Премудрость приходящим к ней! Вот как разливает богатство обильной своей трапезы! Вот что значит истинный пир!
8 Поэтому-то Бог и называется Жизнодателем, Питателем младенцев, Возобновителем и У совершителем.

Глава 6

1 Применительно к этому изображению священного пира Сам Бог, Причина всех благ, называется упивающимся -
2 в том смысле, что полнота и обилие пира Его превыше всякого разумения,
3 или, говоря богоприличнее, что блаженство Его всесовершенно и безмерность блаженства неизреченна.
4 Как у нас опьянение, принимаемое в худом смысле, есть непомерное исполнение себя вином и изступление ума и чувств, так в Боге, понимаемое в хорошую сторону, оно есть не что иное, как чрезмерная полнота всех благ, соединенных в Нем от века.
5 Последующее же за опьянением изступление ума и чувств есть выражение Божией высоты, недосягаемой для нашего мышления, мыслимости и бытия; оно выходит из области ума.
6 Но, как Бог называется как бы опьяненным и изступленным всеми возможными благами потому, что всеми преисполнен, и преисполнен безмерно, хотя обитает вне всего и превыше всего, так надо понимать и выражения о пиршестве святых в Царстве Божием.
7 Когда говорится, что Сам Царь приходит, приглашает их садиться и начинает служить им, то этим указывается на некое нераздельное и единодушное приобщение святых благам Божиим;
8 этим описывается Церковь перворожденных на небеси, или души праведных, наделяемые и исполняемые всеми благами.
9 Под именем же приглашения садиться мы разумеем успокоение от многих трудов, тихую жизнь, общество, удостоенное блаженства в светлой стране живых, -
10 общество, наполненное всеми священными наслаждениями, богатое различными дарами Божиими, которые преисполняют веселием сердца праведных, -
11 такое общество, которое Сам Иесуа и радует и посаждает, которому Сам Он и служит, и дарует вечное успокоение, и разделяет полноту благ, и дарствует без меры.

Глава 7

1 Ты, конечно, спросишь меня и о том, что значит упоминаемый в Писании сон и бодрствование Бога?
2 Божий сон есть то, что в Боге таинственно и вещам, управляемым Промыслом, несообщимо;
3 напротив, бодрствование Бога есть обращение Его Промысла к наставлению или спасению людей, чувствующих в этом нужду.
4 Отсюда ты перейдешь к изъяснению и других богословских символов.
5 Поэтому я считаю излишним об одном и том же говорить, одно и то же и представлять, что говоришь другое;
6 притом, вижу, что требование твое исполнено, и оканчиваю письмо с той уверенностью, что я изъяснил тебе более символов, нежели сколько их надлежало изъяснить по твоему письму.
7 Сверх этого посылаю тебе все свое Символическое богословие, в котором ты найдешь, что значит дом Премудрости и семь столпов его, что такое твердая пища и разделение жертвенных даров и хлеба, что - смешение вина и шум, приходящий от опьянения;
8 там найдешь ты подробное объяснение всего, о чем я говорил в настоящем письме.
9 Это богословие, по моему мнению, есть хороший истолкователь всех богословских символов и соответствует преданиям и истинам Священного Писания.

Добавлено ок. 2006-2007 гг.

23 февраля 2019 г.

у православных День памяти священномученика Харлампия

день воинской славы орков

1417 г. - родился Папа Павел II (Пьетро Барбо)

Случайный Афоризм

Не было еще протестантского мальчика или протестантской девочки, чей ум Библия не загрязнила бы. Ни один протестантский ребенок не остается чистым после знакомства с Библией. А воспрепятствовать этому знакомству нельзя... Во всех протестантских семьях мира ежедневно и ежечасно Библия творит свое черное дело распространения порока и грязных порочных мыслей среди детей. Она совершает этой пагубной работы больше, чем все другие грязные книги христианского мира, вместе взятые, - и не просто больше, а в тысячу раз больше.

Твен М.

Случайный Анекдот

На уроке закона божьего священник говорит детям: - Сейчас я расскажу вам, как появился первый человек. - Батюшка,- говорит Вовочка,- я бы послушал, как появился третий человек!

  • Марк Твен. Письма с Земли
    Марк Твен. Письма с Земли

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • Отрывок из дневника Сима
    Отрывок из дневника Сима

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Мир в году 920 после Сотворения
    Мир в году 920 после Сотворения

    ...Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

  • Дневник Мафусаила
    Дневник Мафусаила

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

  • Отрывки из дневников Евы
    Отрывки из дневников Евы

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

  • Отрывок из автобиографии Евы
    Отрывок из автобиографии Евы

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

  • Дневник Евы
    Дневник Евы

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

  • Дневник Адама
    Дневник Адама

    ...Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

  • Дагестанские мифы
    Дагестанские мифы

    Дагестанцы — термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

  • Черкесские мифы
    Черкесские мифы

    Черкесы (самоназв. — адыге) — народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие — мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.047 + 0.002 сек.