Фашизм и религия, война и вера

— дочерние страницы:
Фашизм и религия, война и вера
Фашизм и религия, война и вера

Религия нацизма

Павел Бубнов

67 лет назад началась Великая Отечественная война. В далеком 1941 году, когда нацистская военная машина настойчиво рвалась к Москве, наверняка, были те, кто наивно полагал, что война нацистской Германии с СССР – это действительно крестовый поход против безбожного коммунизма, как заявляла нацистская пропаганда. Были и те, кто хлебом-солью и цветами встречал "освободителей". Но не свободу веры несли с собой фашисты. В будущем Третьего Рейха место христианства должна была занять совершенно иная религия.

Хотя национал-социалистическая рабочая партия создавалась и развивалась как чисто политическое движение, ее главные идеологи достаточно рано определились в религиозном вопросе. Первый из них, Альфред Розенберг родился в Ревеле, учился в Риге и Москве, а в 1919 году эмигрировал в Германию и уже в 1923 стал главным редактором официального органа национал-социалистической партии "Фолькишер беобахтер". В 1930 году, в своей книге "Миф ХХ века", он заявил о том, что "религия Иисуса должна быть исправлена и освобождена от проповеди любви и смирения", и "немецкая церковь нового типа" может быть наделена лишь некоторыми внешними элементами христианства, освобожденного от связи с Ветхим Заветом, догматики, таинств и иерархии.

Протоиерей Сергий Булгаков, один из первых православных исследователей идеологии нацизма, еще в 30-е годы пришел к выводу, что "гитлеризм, как религиозное явление, есть еще более отрицательное, даже чем воинствующий атеизм большевизма".

Сам Гитлер испытывал плохо скрываемую ненависть к христианству. В 1933 году он заявил в частной беседе: "Итальянские фашисты предпочитают мириться с Церковь. Я поступлю так же. Но это не удержит меня от того, чтобы искоренить христианство в Германии, истребить его полностью вплоть до мельчайших корешков... Без собственной религии немецкий народ не устоит. Что это за религия, еще никто не знает. Мы ощущаем ее..."

Антихристианское воспитание нацисты начинали с молодежи в "Гитлерюгенде" и с членов партии. Большинство их принуждалось к выходу из церковных общин и к участию в новых языческих празднованиях. Противопоставлением кресту стала свастика – языческий символ, связанный с культом солнца и огня. Особого размаха обращение к язычеству достигло при подготовке кадров для СС, о полном разрыве с христианством которых с гордостью заявлял Гитлер.

Антирелигиозные настроения нацистов очень быстро привели их к противостоянию с основными христианскими конфессиями Германии – католичеством и протестантизмом. Тысячи священнослужителей обеих конфессий подверглись репрессиям, в том числе и пыткам и казням. В 1939 году нацисты разработали план создания обязательной для всех немцев "государственной религии". Согласно этому плану, к 1964 году все христианские конфессии на территории Третьего Рейха предполагалось полностью уничтожить.

Несмотря на то, что с начала войны в 1939 году, давление на христианские конфессии в Германии по личному распоряжению Гитлера было ослаблено, эксперименты по выработке будущей антицерковной политики не прекратились. После захвата Польши в новообразованной области Вартегау с центром в Познани была провозглашена политика полного уничтожения всех христианских общин. Здесь с 1939 по 1944 годы было закрыто 97% храмов всех христианских конфессий, а из 1900 священников 90% было арестовано, депортировано либо убито. Очевидно, что после планировавшегося благополучного для нацистов окончания войны, результаты данного "эксперимента" планировалось использовать на всех остальных территориях, подконтрольных нацистам.

В русле общей политики нацистов по отношению к христианству в целом, их политика к Православию в Германии и затем на оккупированных территориях если и была в определенной степени благожелательной, то строилась исключительно на пропагандистских соображениях.

Да, нацисты не препятствовали возрождению частично уничтоженной в СССР церковной жизни, зарабатывая себе на этом авторитет "освободителей верующих" и организаторов "крестового похода против коммунизма", противопоставляя себя советскому правительству "прославившемуся" преследованием религии. Но Православная Церковь была им нужна исключительно на время войны, только для победы над СССР. В их дальнейших планах, Православную Церковь ждала та же участь, что и другие христианские конфессии.

Кроме того, на оккупированных территориях в церковном вопросе нацисты последовательно воплощали принцип "разделяй и властвуй", грубо вмешиваясь во внутреннюю жизнь Церкви. Они всеми силами стремились разрушить каноническую связь православных епархий на оккупированных территориях с церковным центром в Москве и сделать их независимыми – автокефальными.

Любую Церковь нацисты воспринимали как явление общественное и политическое и могли терпеть Церковь, только если это было выгодно для их политики. Христианство противоречило основным идеологическим доктринам нацистов и просто мешало их пропаганде "промывать мозги" массам. Если религия и нужна была им, то уж только своя, но никак не чужая. Хотя нацисты не успели разработать вероучение новой религии, ее алтари они воздвигнуть успели. Вот их названия: Хатынь, Освенцим, Майданек и Треблинка и многие иные безвестные братские могилы.

Добавлено: 30 июня 2008 г. 19:33:03

28 июня 2017 г.

Видов дан — национально-религиозный праздник сербской православной церкви

550 г. - в Константинополе освящена церковь Апостолов

767 г. - умер Павел I, Папа Римский

1476 г. - родился Павел IV (Джанпьетро Караффа), Папа Римский

1871 г. - родился Сергей Николаевич Булгаков, философ, богослов

1923 г. - признание патриархом Тихоном Советской власти

1967 г. - Израиль аннексировал восточный Иерусалим

Случайный Афоризм

Нолики нацепили крестики

Крутиер Б.

Случайный Анекдот

- Вышел Моисей и сказал: видите эти реки, эти горы, эти моря?
- Да.
- Годен, следующий.

  • Марк Твен. Письма с Земли
    Марк Твен. Письма с Земли

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • Отрывок из дневника Сима
    Отрывок из дневника Сима

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Мир в году 920 после Сотворения
    Мир в году 920 после Сотворения

    ...Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

  • Дневник Мафусаила
    Дневник Мафусаила

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

  • Отрывки из дневников Евы
    Отрывки из дневников Евы

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

  • Отрывок из автобиографии Евы
    Отрывок из автобиографии Евы

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

  • Дневник Евы
    Дневник Евы

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

  • Дневник Адама
    Дневник Адама

    ...Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

  • Дагестанские мифы
    Дагестанские мифы

    Дагестанцы — термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

  • Черкесские мифы
    Черкесские мифы

    Черкесы (самоназв. — адыге) — народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие — мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.011 + 0.001 сек.