Добрыня Никитич

— дочерние страницы:
Добрыня Никитич
Добрыня Никитич

Рождение Добрыни Никитича и бой со змеем

Как из далеча-далеча, из чиста поля,
Из того было раздольица широкого,
Что не грозная бы туча накаталася,
Что не буйные бы ветры поднималися,
Выбегало тут стадечко звериное,
Что звериное, звериное — змеиное.
Наперед-то выбегает лютый Скимеи зверь;
Как на Скимене-то шерсточка булатная,
Наперед-то его шерсточка спрокинулась.
Добегает вор-собака до быстрой реки,
Становился вор-собака на задни лапы,
Закричал он, вор-собака, по-звериному,
Засвистал он, вор-собака, по-соловьему,
Зашипел он, вор-собака, по-змеиному.
От его было от крику от звериного,
Что быстрая мать-река взволгювалася;
От его было от свисту от соловьего,
Что темны леса к сырой земле клонилися;
От его было шипенья от змеиного
Зелена трава в чистом поле повянула.
Как зачуял, вор-собака, нарожденьице.
Народился на святой Руси на богатой
Молодой Добрыня сын Никитьевич,
Да спородила Добрыню родна матушка,
Да возрастила до полного до возраста.
Стал Добрыня на возрасте,
Его буйная головушка на разуме,
Стал молоденький Добрынюшка Никитьевич
На добром коне во чисто поле поезживать,
Стал он малых змеенышей потаптывать.
Добрынюшке матушка говорила:
«Что, молод, начал ездить во чисто поле,
На тую гору Сорочинскую,
Топтать-то малых змеенышей,
Выручать-то полонов русских?
He куплись Добрыня, во Пучай-реке,
Пучай-река есть свирепая:
Из-за первые лее струйки — как огонь сечет.
Из-за другой же струйки — искры сыплются,
Из-за третьей же струйки — дым столбом валит,
Дым столбом валит, да сам со пламенем!»
Добрышошка матушки не слушался:
Скидывает-то Добрыня платье цветное,
Одевает-то он платьице дорожное,
Налагал-то на головку шляпу земли греческой;
Ай берет-то ведь Добрыня да свой тугой лук,
Ай берет-то ведь Добрыня калены стрелы,
Ай берет-то ведь Добрыня саблю вострую,
Ай берет копье да долгомерное,
Ай берет-то он ведь палицу военную,
Идет на конюшенку стоялую,
Берет он своего добра коня,
Оседлал бурка в седелышко черкасское:
Потнички клал на потнички,
А на потнички кладет войлочки,
А на войлочки кладет черкасское седелышко,
Всех подтягивал двенадцать тугих подпругов,
А тринадцатую клал ради крепости,
Чтобы добрый конь с седла не выскочил,
Добра молодца с добра коня не вырутил.
Подпруги были шелковые,
Пряжки у седла красна золота,
Шпенки у подпругов все булатные;
Тут шелк не рвется, и булат не трется,
Красно золото не ржавеет,
Молодец на коне сидит — не стареет.
Как был он во чистом поле,
На тех горах на высоких,
Потоптал молодых змеенышей,
Повыручил полонов русских,
Он приправил своего добра коня,
Добра коня ко Пучай-реке.
Слезает он с добра коня,
Снимает с себя платье дорожное,
Забрел за струечку за первую
Забрел за струечку за среднюю,
И сам говорит таково слово:
«Мне, Добрынюшке, матушка говаривала,
Мне, Никитичу, матушка наказывала:
Что не езди далече во чисто поле,
На тую гору Сорочинскую,
Не топчи ты младых змеенышей,
Не выручай полонов русских,
Не куплись, Добрыня, во Пучай-реке;
Пучай-река есть свирепая:
Из первой же струйки — как огонь сечет,
Из другой же струйки — и искры сыплются,
Из-за третьей же струйки — дым столбом валит,
Дым столбом валит да сам со пламенем;
А Пучай-река есть кротка-смирна,
Она будто лужа дождевая».
Как в тую пору, в то время
Ветра нет - тучу
Тучи нет, а только дождь дождит
7гя; Дождя-то нет — искры сыплются,
Летит змеище-Горынище,
О двенадцати змея да хоботах.
Налетела на Добрыню Никитича,
Сама говорит таково слово:
«Теперича Добрыня в моих руках:
Захочу — Добрыню теперь потоплю,
Захочу — Добрыню в хобота возьму,
Захочу — Добрыню съем-сожру!»
Испроговорит Добрыня сын Никитьевич;
«Ай же ты, змея, было проклятая,
Ты поспела бы Добрынюшку да захватить,
В ту пору Добрынюшкой похвастати,
А теперь Добрыня не в твоих руках!»
Добрынюшка плавать горазд, он, был:
Нырнет на бережок на тамошний,
Нырнет на бережок на здешний;
Нету Добрынюшки добра коня,
А и нет его сабли вострой,
А и нет копья долгомерного,
А и нет его палицы военной,
Только лишь осталась одна шляпонька,
Одна шляпа-то земли греческой.
Взял он шляпу земли греческой,
Нагреб он в шляпу песку желтого,
Махнул во змею во проклятую,
Глаза запорошил и два хобота ушиб,
Упала змея на ковыль траву.
Добрынюшка на ножку был поверток.
Вскочил на змеины груди белые,
А змея Добрыне, ему, взмолится:
«Ах, ты ей, Добрынюшка Никитьевич,
Мы положим заповедь великую:
Чтобы не летать мне на святую Русь,
Не носить людей больше русских,
Не копить мне полонов русских!
А тебе не ездить далече во чисто поле.
Нате горы Сорочинские,
Не топтать ти младых змеенышей,
He выручать полонов русских!»
Положили они заповедь великую;
Та змея, она проклятая,
Поднялась она вверх под облако,
А Добрыня, сын Никитьевич,
Он пошел во стольный Киев-град.

Добавлено: 10 августа 2008 г. 16:18:29

28 июня 2017 г.

Видов дан — национально-религиозный праздник сербской православной церкви

550 г. - в Константинополе освящена церковь Апостолов

767 г. - умер Павел I, Папа Римский

1476 г. - родился Павел IV (Джанпьетро Караффа), Папа Римский

1871 г. - родился Сергей Николаевич Булгаков, философ, богослов

1923 г. - признание патриархом Тихоном Советской власти

1967 г. - Израиль аннексировал восточный Иерусалим

Случайный Афоризм

Учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, собрание самых грубых суеверий и колдовства.

Л.Н. Толстой

Случайный Анекдот

Спрашивает Адам у Бога: - Боже, зачем ты создал женщину такой красивой? - Для того, Адам, чтоб ты ее любил. - Но Боже, зачем ты создал ее такой глупой? - Для того, Адам, чтоб она любила тебя.

  • Марк Твен. Письма с Земли
    Марк Твен. Письма с Земли

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • Отрывок из дневника Сима
    Отрывок из дневника Сима

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Мир в году 920 после Сотворения
    Мир в году 920 после Сотворения

    ...Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

  • Дневник Мафусаила
    Дневник Мафусаила

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

  • Отрывки из дневников Евы
    Отрывки из дневников Евы

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

  • Отрывок из автобиографии Евы
    Отрывок из автобиографии Евы

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

  • Дневник Евы
    Дневник Евы

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

  • Дневник Адама
    Дневник Адама

    ...Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

  • Дагестанские мифы
    Дагестанские мифы

    Дагестанцы — термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

  • Черкесские мифы
    Черкесские мифы

    Черкесы (самоназв. — адыге) — народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие — мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.207 + 0.001 сек.