Легенды

— дочерние страницы:
Легенды
Легенды

Сказание о Нахуше


Все нарушилось и остановилось в трех мирах, когда Индра, покинув свое царство, пребывал в изгнании, искупая свой великий грех. Прервалось течение рек; высохли озера; дожди не выпадали на землю, и стали гибнуть леса. Страх и растерянность сковали души богов и святых муд-рецов, оставшихся без царя и господина, но никто из них не отважился занять место Индры на небесном престоле.
В ту пору на земле правил царь Нахуша из Лунного рода, сын Аюса, внук Пурураваса. Он прославился своей отвагой, добродетелью и красотою, и небожители с согла-сия великого Брахмы решили призвать его на престол Индры. Боги и святые подвижники пришли к нему и сказали: "О царь земли, будь нашим господином".- "Но я не могу быть вашим господином, о небожители,- в смущении возразил им внук Пурураваса.- Я слишком слаб для этого. Нет у меня той силы, какой обладал Индра, и я нe смогу служить вам надежной опорой и защитой". Но боги и мудрецы от него не отступились. "Ты не должен испытывать боязни, о царь царей! - сказали они ему. - Стань нашим властелином, и наше могущество будет тебе опорой. И всякий, на кого ты обратишь свой взор, будь то бог, или асур, или гандхарв, или брахман, отдаст тебе свою силу. Отныне стоит тебе только взглянуть на кого-нибудь, и сила его перейдет к тебе, - прими от нас этот дар. Оставь сомнения, о Нахуша, сын Аюса, и, следуя праведным путем, взойди на небесный трон Индры!" И Нахуша согласился.
Когда Нахуша правил на земле, он обуздывал свои страсти, укреплял душу свою добрыми делами и с вели-ким смирением почитал богов. Но, став владыкой небес и получив от богов чудесный дар могущества, он преисполнился высокомерия, забыл о благочестии и все чаще стал склоняться телом и душой к низменным утехам и забавам. Он окружил себя небесными красавицами апсарами и лукавыми гандхарвами, услаждавшими его слух небесной музыкой, и вместе с ними развлекался дни и ночи в цветущей роще Нандана. В сопровождении апсар и гандхарвов он спускался с небес на великую гору Меру, возвышающуюся над миром смертных, странствовал по горным вершинам Хималая, переходя с одной на другую, а затем нисходил на берега земных рек и к водам океана и всюду предавался праздным утехам и наслаждениям.
Но однажды Нахуша увидел Шачи, прекрасную супругу Индры, и греховная страсть овладела им. "Почему богиня Шачи проходит мимо нас, не выказывая должного почтения и любви к своему господину? - спросил Нахуша приближенных. - Разве я не властитель небесного царства? Разве не должна она почитать меня, как ранее Индру? Пусть прекрасная Шачи поспешит навестить меня в моих чертогах!"
Услышав о велении Нахуши, Шачи в страхе и отчаянии прибегла к Брихаспати, мудрому наставнику богов. "Защити меня, о брахман,- воззвала она к нему,- помоги мне сохранить верность моему супругу. Только у тебя я могу укрыться от Нахуши. Некогда ты поведал, что не суждено мне стать вдовою. Пусть же эти слова твои не окажутся ложными".
"Все, что я сказал, - истинно, - отвечал ей Брихаспати. - О богиня, будь спокойна и не бойся Нахуши, утратившего добродетель. Скоро я соединю тебя с Индрой".
И он оставил Шачи у себя в доме и взял ее под свою защиту.
Когда Нахуша услышал, что Брихаспати укрыл Шачи в своем доме, он пришел в ярость. Тщетно пытались успокоить его небожители. "О владыка небес,- говорили они ему, - не позволяй гневу овладеть тобой. От ярости твоей сотрясается вселенная. Успокойся и подумай о том, что Шачи - не твоя супруга. Оставь греховные мысли и не вожделей к чужой жене. Ведь ты - царь богов и сам должен наставлять своих подданных, не давая им сбиваться с праведного пути". Но Нахуша, охваченный страстью, не хотел слушать их увещеваний. "Индра сам небезгрешен,- возразил он небожителям. - Убийца жреца, он скрывается от заслуженной кары за пределами мира богов и никогда уже не вернется к своей супруге. Пусть же прекрасная Шачи дарует мне желанную радость. То будет благом и для нее, и для вас. И впредь остерегитесь перечить моей воле!"
И небожители умолкли и склонились перед его волей и обещали тотчас привести к нему Шачи. С поникшими словами, с печалью в сердце, они пришли к Брихаспати и сказали: "О великий брахман, мы знаем, что супруга Индры нашла убежище в твоем доме. Но мы просим тебя, великомудрый: отошли ее к Нахуше. Нахуша - наш владыка, и ныне он превзошел силой Индру. Пусть прекрасная богиня признает его своим повелителем и супругом".
Горько заплакала Шачи, когда услышала эти слова бо-гов и святых подвижников, и, заливаясь слезами, она сказала Брихаспати: "Ты знаешь, о наставник богов, что я нe хочу быть женою Нахуши. Я отдалась под твою защиту. Неужели ты нарушишь свое слово?"
Тогда мудрый Брихаспати, искушенный в речи, молвил богам и подвижникам: "Сказано было всемогущим Брахмой: того, кто предаст ищущего у него защиты, ждут великие беды. Никогда я не нарушу своего слова и не пре-ступлю закона добродетели. У того, кто предаст искавше-го защиты, не будет счастливых дней. Не взойдут у него брошенные в землю семена, дожди обойдут его поля сто-роною, и не будет у него урожая; боги отвергнут его при-ношения, потомки его вымрут, а предки перессорятся ме-жду собою в царстве усопших. И потому, о боги, я не вы-дам Нахуше супругу Индры. Поразмыслите сами, что еще можно сделать ради блага Шачи и нашего блага".
Но боги ничего не сумели придумать, и тогда Бриха-спати сказал: "Пусть прекрасноокая богиня попросит у Нахуши, чтобы он для собственного же блага дал ей вре-мя привыкнуть к мысли о новом супружестве и настроить на это душу. А время, о премудрые боги, воздвигнет по-том перед Нахушей другие преграды". И боги одобрили речь Брихаспати. "Будь благоразумна, богиня,- сказали они супруге Индры.- Исполни совет Брихаспати. Ступай теперь к Нахуше и попроси у него времени, чтобы при-готовиться к новому супружеству. Он нечестив и сладост-растен, но конец его власти близок, и скоро Индра вернет себе свое царство".
И стыдливая Шачи, побуждаемая небожителями, от-правилась к Нахуше. Увидев перед собой блистательную богиню, Нахуша обрадовался и обратился к ней с ласковыми речами, восхваляя ее красоту. "Прими меня как сво-его супруга, о прелестная, - сказал он Шачи. -Ведь ны-не я - Индра во всех трех мирах". Слова Нахуши, исполненные греховного вожделения, повергли целомудренную богиню в ужас, и она задрожала от страха, как былинка на ветру. Она смиренно сложила ладони и, низко склонившись перед Нахушей, сказала: "О владыка богов, я прошу у тебя только немного времени. Если не будет вскоре вестей от Индры, я приду к тебе, я говорю тебе правду".
Слова Шачи вселили радость и надежду в душу Нахуши. "Пусть будет так, как ты хочешь,- сказал он супруге Индры.- Но помни, я жду тебя и верю, что ты меня не обманешь". Он отпустил Шачи, и она поспешила снова укрыться в доме Брихаспати.
Тогда боги, обрадованные, что гнев Нахуши хоть на время утих, отправились за советом к Вишну. "О великий,- сказали они ему, - ты - наше прибежище, в тебе наше спасение. Скажи нам, что нужно сделать, чтобы очистить Индру от греха?" Вишну ответил: "Пусть он принесет мне в жертву коня. Тогда я сам сниму с него грех, и он сможет вернуть себе власть в небесном царстве".
Боги отправились на край вселенной, разыскали Индру и совершили вместе с ним жертвоприношение коня, и Вишну снял с него грех убиения брахмана. Но великий страх владел еще Индрой. Он опасался могущества Hахуши. И он спрятался снова в своем озере, чтобы никто не увидел его.
Когда Шачи узнала от огорченных богов, что супруг ее скрылся вновь, она стала молиться, чтобы ее чистота и праведность оградили ее от Нахуши и помогли сохранить верность Индре. В поздний вечерний час горестная cyпруга Индры вышла из своего убежища и взмолилась к богине ночи. "О Ночь, о вещая богиня прорицаний! Открой мне тайну, укажи, где искать мне супруга!"
Тогда Ночь, богиня предсказаний, тронутая горем добродетельной Шачи, явилась перед ней в облике юной и прекрасной девы и сказала: "Следуй за мной, о Шачи, верная своему супругу. Я покажу тебе, где скрывается великий победитель Вритры". Шачи последовала за ней, и они прошли сперва через небесные рощи, а затем поднялись над горными вершинами Хималая и направились на север. Далеко на крайнем севере они достигли большого острова, лежавшего среди необъятного моря, а на острове том среди цветущих лесов и лугов раскинулось красивое озеро, покрытое белыми лотосами. Богиня предсказаний вошла вместе с Шачи в стебель одного из лотосов и указала ей Индру, притаившегося меж его волокон.
Обрадованная встречей со своим возлюбленным супругом, Шачи припала к его ногам. Она поведала ему о бес-чинствах Нахуши, захватившего власть в небесном царстве, и о тoм, как он преследует ее своими домогательст-вами и склоняет нарушить верность супругу. И она про-сила Индру вернуться, защитить ее и покарать Нахушу, утратившего добродетель. Но Индра сказал ей, что не может сейчас победить Нахушу - слишком большой силой наделили его боги. "Только хитростью можно одолеть сына Аюса,- молвил супруге Индра.- Ты должна вер-нуться и сказать ему, что согласна полюбить его как мужа: но поставь ему такое условие: пусть он явится за тобою к дому Брихаспати на колеснице, в которую впряжет вместо коней святых подвижников, обретших оби-тель на небесах за свою великую праведность". И Шачи, обещав Индре сделать все так, как он ей повелел, верну-лась в небесное царство.
Когда истекло отпущенное ей время, Шачи пришла к Нахуше и сказала, что Индра исчез и не шлет вестей о себе, а потому она готова уступить желаниям небесного владыки. И Нахуша, обрадованный ее словами, обещал ей исполнить все, чего бы она ни попросила. Тогда Шачи ему сказала: "Ты велик и могуч, государь, и нет в мире никого, кто мог бы с тобою соперничать. Все подвластны тебе во вселенной - и боги, и люди, и всякая тварь. Каж-дый, на кого упадет твой взор, отдает тебе свое могуще-ство, а сам становится бессильным. Так явись же за мной к дому Брихаспати во всем блеске своего могущества, и пусть выезд твой затмит величие Вишну и Шивы - запряги в свою колесницу небесных мудрецов-брахманов и на той колеснице увези меня в свои чертоги!"
"Я повинуюсь твоей воле, о прекрасная Шачи, - отве-чал ей влюбленный Нахуша,- и мне по душе твое желаниe. Воистину; мир еще не видел подобного выезда. Не каждый может запрячь в свою колесницу праведных подвижников. Но мое могущество беспредельно: я властвую над прошлым, настоящим и будущим; вселенная покоится на моей силе, а гнев мой несет миру гибель. Будь спокойна, я исполню твое желание, о богиня! Семь святых муд-рецов привезут меня к твоим покоям, и ты узришь вели-чие и блеск властелина вселенной!" С этими словами опья-ненный гордостью Нахуша, своевольный и порочный властитель, отпустил Шачи, чтобы в доме наставника богов она дожидалась его приезда.
Шачи вернулась к Брихаспати и рассказала ему о своем уговоре с Нахушей. "Уже мало времени осталось мне, - молвила она сыну Ангираса. - Скоро явится cюда владыка небес на колеснице, запряженной мудрецами". Но Брихаспати утешил ее и обещал без промедления приняться за поиски Индры. Ои разжег на алтаре жертвенный огонь и послал за Индрой бога Агни. Повинуясь божественному жрецу, Агни обернулся женщиной чудной красоты и тотчас исчез. Быстрый, как мысль, oн промчался повсюду, обыскал небо и землю, леса и горы и, вернувшись через мгновение, сказал Брихаспати, что искал повсюду, но нигде не мог найти Индру - только в водах его не искал, ибо с той поры, как он сам в них скрывался, он не смеет входить в воды. Брихаспати возразил ему: "Ты, о Агни,- уста богов, ты возносишь к ним священнные жертвоприношения. Брахманы поклоняются тебе, славят твои деяния, приносят тебе жертвы. Ты, как истина, проникаешь в глубину души всех созданий. В мире нет ничего, что было бы для тебя тайной. Так войди же в воды без страха и узнай, где скрывается Индра!"
Побуждаемый словами Брихаспати, Агни прошел тогда сквозь все воды мира, обыскал все моря и реки, пруды и озера и нашел наконец убежище Индры. Боги во главе с Брихаспати направились к Индре и умоляли его вернуться, напоминая ему о его подвигах и победах в битвах с асурами. Вслед за Брихаспати к нему воззвали Варуна, владыка водных просторов, и Сома, бог луны, и сын Солнца Яма, и другие боги. И тогда победитель Валы и Вритры вышел из своего убежища и, приняв свой прежний грозный облик повелителя молний, сказал, что согласен сразиться с Нахушей, если боги помогут ему своей силой. Боги обещали ему свою помощь, и все они стали думать, как им одолеть Нахушу и свергнуть его с небесного трона. Но пока они советовались между собой, к ним явился с небес великий мудрец Агастья, сын Урваши, и поведал им, что низвергнут уже с престола Индры надменный Нахуша и мир воцарился в прекрасной обители 6oгов. И Агастья рассказал возликовавшим богам, как это случилось.
"Когда Нахуша,- стал рассказывать Агастья,- выбирал праведных брахманов, чтобы запрячь их в свою колесницу, премудрый Бхригу, чтобы Нахуша его не увидел, спрятался у меня на темени под волосами. Вместе со мной Нахуша впряг в колесницу еще шестерых подвижников, прославленных своей мудростью и добродетелью. На пути к дому Брихаспати, куда он ехал, чтобы забрать супругу Индры, Нахуша вступил в спор с мудрецами, тащившими его колесницу. Речь пошла о том, как надлежит правильно произносить гимны Веды. Мудрецы не уступили Нахуше в споре и уличили его в невежестве, и тогда разъяренный владыка небес, гордо восседавший на своей колеснице, пнул меня ногою в темя и нанес, не зная о том, удар сыну Брахмы, благородному Бхригу. Невидимый Нахуше мудрец, оскорбленный тем ударом, проклял его. "За все свои грехи и бесчинства, за насилие над брах-манами и преследование чужой жены,- сказал он,- ты тратишь свою силу, о Нахуша, и дар богов будет отныне для тебя бесполезен. Ты недостоин более небесного трона и потому низвергнешься с небес на землю. Там, на земле, ты обратишься в огромного змея; и тысячу лет будешь ползать ты по земле в поисках пищи, пока не освободит тебя от проклятия твой потомок Юдхиштхира , царь из Лунного рода". Так сказал великий мудрец, и Нахуша был бессилен против его проклятия, ибо взор его не упал тогда на Бхригу. Силой того проклятия сын Аюса, дро-жащий от страха и утративший свою гордость, в мгновение ока был сброшен с неба на землю и обратился там в огромного змея". Так закончил свой рассказ Агастья, и радостные боги вместе с Индрой вернулись в свою обитель.
По велению Брахмы Индра принес еще раз очистительную жертву конем, и Брахма и Вишну навсегда сняли с него страшный грех убиения жреца и разделили его одежду огнем, деревьями, апсарами и водами. Агни принял на себя четвертую часть греха Индры, но сказал Брахме: Ради блага царя нашего по твоему велению я беру на себя это бремя, но да будет положен ему предел". Брахма сказал: "Не тревожься, лишь до поры будет тяготеть этот грех над тобою. Если кто-либо, помрачившийся разумом, позабудет принести тебе жертву, о Агни, в назначенный срок, грех тотчас же перейдет на него". А деревьям он сказал: "Тот, кто вздумает по неведению рубить вас в день новой луны или в полнолуние, примет от вас этот грех, который я теперь на вас возлагаю". Апсарам он обещал, что с них грех перейдет на мужчин, которые посягнут на женщину в дни ее месячных; тот же, кто не почитает воды и бросает в них нечистоты, примет, по слову Брахмы, тот греx, который он возложил на воды. И все исполнилось по предначертанию Брахмы. А супруг Шачи, освободившийся от греха, вновь воцарился на небесном престоле.

Добавлено: 27 мая 2008 г. 08:19:08

18 октября 2017 г.

1009 г. - разрушение Храма Гроба Господня «безумным халифом» Хакимом

1405 г. - родился Папа Пий II (Энеа Сильвио Пикколомини)

1417 г. - умер Папа Григорий XII (Анджело Коррер)

1503 г. - умер Папа Пий III (Франческо Нанни Тодескини-Пикколомини)

1685 г. - французский король Людовик XIV отменил действие Нантского эдикта, дававшего права гугенотам

1834 г. - умер Кремер Герман, протестантский богослов

1883 г. - в Питере на месте убийства Александра II заложен храм Спаса на крови

Случайный Афоризм

Что одному - Бог, другому - хохот до рези в животе

Лазарус Лонг

Случайный Анекдот

Что такое крест на крест? Это поп на медсестре.

  • Марк Твен. Письма с Земли
    Марк Твен. Письма с Земли

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • Отрывок из дневника Сима
    Отрывок из дневника Сима

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Мир в году 920 после Сотворения
    Мир в году 920 после Сотворения

    ...Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

  • Дневник Мафусаила
    Дневник Мафусаила

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

  • Отрывки из дневников Евы
    Отрывки из дневников Евы

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

  • Отрывок из автобиографии Евы
    Отрывок из автобиографии Евы

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

  • Дневник Евы
    Дневник Евы

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

  • Дневник Адама
    Дневник Адама

    ...Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

  • Дагестанские мифы
    Дагестанские мифы

    Дагестанцы — термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

  • Черкесские мифы
    Черкесские мифы

    Черкесы (самоназв. — адыге) — народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие — мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]
0.027 + 0.001 сек.