Впервые в Украине: 14-летний мальчик подал в суд на отца-сектанта



Бунтарь. Этой зимой Егор впервые получал поздравления с днем своего рождения. Фото: Н. ДремоваБунтарь. Этой зимой Егор впервые получал поздравления с днем своего рождения. Фото: Н. Дремова

С будущей профессией Егор еще не определился, но хочет, чтобы она была надежной и приносила пользу. Не исключено, что станет адвокатом: «Тогда буду защищать детей, которые попали в такую же ситуацию, как и я». О том, что такое суд, линия защиты, четкие аргументы, высказанные в пользу своей позиции, Егор знает непонаслышке. Отметив недавно 14-летие, он подал в суд на своего отца...

Егорино горе

Память о рано умершей от онкозаболевания маме сохранилась отрывочно — мальчику тогда было всего 4 года. Отец Егора снова женился и жил по соседству. «Сколько я себя помню, обо мне заботились бабушка с дедушкой, а также мой дядя, которые покупали мне одежду, обувь, кормили меня, давали карманные деньги», — указал в своем иске Егор.

По его словам, участие отца в его воспитании ограничивалось тем, что тот оформил, получал и тратил на себя и новую семью пенсию, назначенную государством Егору как ребенку, потерявшему мать. Ни этих денег (почти 800 грн в месяц), ни другой помощи, ни вещей для мальчика, ни продуктов, как указано в иске, от отца Егор или бабушка не получали. Но материальных претензий сын к отцу не имеет.

Отец вспомнил, что пора заняться сыном, когда уверовал в Бога, стал членом международной религиозной организации, которая уже достаточно давно приобщает крымчан к своей вере. Эта религия требует, чтобы дети верующих обязательно посещали религиозную общину, изучали Библию, участвовали в обрядах и церемониях.

«Сначала мне там понравилось: новые люди, необычные разговоры, — вспоминает Егор. — Потом собрания стали тяготить, совсем не нравилось, когда заставляли ходить по квартирам, приглашать незнакомых людей к нам. Нас инструктировали, как заинтересовать человека, как с ним разговаривать на любую тему, рассказывали, что надо отмечать квартиры, где встретили плохо, а где выслушали. Мне было неудобно и стыдно, потому что встречал знакомых…»

Поговорить с отцом мальчик пытался, но услышал категоричное: «Я твой отец, и ты будешь ходить на собрания до 18 лет». Четыре года Егор жил, как предписывала религия отца: без праздников. Как-то бабушка на день рождения внуку подарила плейер, отец вместе с Егором пошел на радиорынок и заставил расстаться с подарком. Под запретом были кружки и секции, нежелательным — общение со сверстниками, чьи родители не были членами общины. «Я не хочу так жить, — пытается объяснить Егор свой шаг к официальному разрыву с отцом, родным и близким человеком. — Религия, которой посвятил себя отец, мне не нравится. Почему я не должен, когда окончу школу, поступать в вуз, почему не могу носить ту одежду, которая мне нравится. Несколько раз мачеха рвала одежду, которую мне дарила бабушка из-за того, что на ней были «греховные» надписи или рисунки. Мачеха мне все время повторяла, чтобы не вздумал общаться с девушками, которые не ходят в общину, — мол, они все шлюхи. А если я не буду посещать собрания и слушаться отца, обязательно стану наркоманом».

Отцовское слово

Казалось бы, раз Егор живет и с рождения прописан у бабушки с дедушкой и можно было бы не доводить дело до суда: отец проживает отдельно, достаточно было бы его желания отступить от религиозного обращения сына. На попытку взбунтовавшегося Егора «дезертировать» из секты отец ответил серией заявлений в различные инстанции, требуя водворить сына по месту проживания отца. В них он указывал, что бабушка насильно удерживает у себя ребенка. Все эти разбирательства на здоровье пожилой женщины, в которой Егор души не чает, сказались не лучшим образом. «Если я буду жить с отцом и мачехой, то на меня будут давить, говорить лишь о религии — с ними невозможно общаться на другие темы, в гости к ним ходят только члены общины, целыми днями разговоры о Боге, — перечисляет Егор. — Мне тяжело и невыносимо будет жить в такой атмосфере. Кроме того, сейчас отец имеет право принимать решения, касающиеся моего здоровья. Некоторые медицинские процедуры его религия запрещает. Получается, моя жизнь и мое здоровье зависят от его убеждений, хотя я их не разделяю».

Бабушка не могла оставить в беде внука и написала обращение во все возможные организации и ведомства Крыма и Украины. «В первый (после начала посещений собраний) день рождения Егора отец привел его из моего дома к себе, закрыл в квартире, отобрал мобильный телефон и сказал, чтобы никто не поздравлял Егора с днем рождения, не принимал никакие поздравления и подарки, — рассказала Ольга Стефановна. — На следующий день отец возвратил мне внука, запретил поздравлять его с днем рождения. Так Егор провел свои дни рождения в 10, 11, 12 и 13 лет… Егор панически боится отца и мачеху, живет в страхе. На мои обращения служба по делам детей ограничилась дачей заключения о нецелесообразности лишения отца родительских прав. Прошу разработать такой механизм обеспечения прав ребенка на свободу совести, слова и вероисповедания, при котором государство могло бы выявлять случаи, когда ребенок вероисповедает религию вопреки собственной воле и исключительно по настоянию родителей».

С того момента, когда Егор осмелился открыто высказать отцу, что он не хочет иметь ничего общего с его религией, прошло несколько месяцев. Он живет у бабушки, сильно изменился: стал более открытым и общительным, начал заниматься спортом, проводить больше времени с друзьями. И впервые за несколько лет по-настоящему отпраздновал день рождения: были торт, гости, подарки, поздравления...

«Понадобится поддержка взрослых»

Конституция Украины гарантирует каждому человеку (в том числе и ребенку) право на свободу совести и вероисповедания. А Законом Украины «О свободе совести и религиозных организаций» предусмотрено, что родители имеют право воспитывать своих детей в соответствии со своими убеждениями и отношением к религии. И в то же время Семейный Кодекс Украины (ст. 152, ч. 2 и 3) предусматривает для ребенка право противиться неподобающему выполнению родителями своих обязанностей в отношении него.

«В Украине еще не рассматривались иски подобные тому, какой подал Егор, — говорит заслуженный юрист Крыма Валентина Боброва. — И совсем не потому, что у несовершеннолетних не возникали трения и конфликты с родителями из-за нежелания детей исповедовать ту же религию, что и их отцы и матери. Просто для того, чтобы бороться за свое право на свободу совести и вероисповедания, необходимо несколько условий. Ребенок должен осознавать свои перспективы в случае, если ситуация не изменится, отстаивать свою позицию, получить поддержку взрослых людей, желающих ему помочь».

Эту обиду не простит

По мнению экспертов, такая ситуация для психики ребенка бесследно не пройдет. «Очень интересный случай, — комментирует психотерапевт Крымского республиканского Центра здоровья Михаил Сегалов. — Подросток отважился в открытую выступить против близкого человека, против навязывания тех взглядов и убеждений, которых ребенок не разделяет. Принудительное приобщение к любой религии может нанести вред психике любого человека, а тем более ребенка. Давление такого рода на несовершеннолетнего в итоге может обернуться тем, что уже выросший молодой человек будет помнить свои обиды и ущемленное самолюбие — и все это будет связано с религиозными убеждениями родителей. Назло им он может попытаться уйти в другую конфессию, религиозное течение, секту».

Комментарии к "В Украине ребёнок подал в суд на отца-сектанта"

Зарегистрируйтесь или войдите - и тогда сможете комментировать. Это просто. Простите за гайки - боты свирепствуют.

Еремин Евгений 13:27, 29 марта 2013

Здравствуйте! У меня такая же ситуация. Помогите, пожалуйста!!! Не для себя, а для Ильи, моего шурина. Ему 16 лет, работать он пока не может. Вот моя история:
В 2011, летом, от онкозаболевания умерла мама моей жены (4 года живем вместе), остались отец – Александр Феликсович, брат – Илья (родной сын) и сестра – Настя (не родная отцу дочь (моя жена)). Оформили пенсию на детей по 450 грн. в месяц, сумма выплат постепенно растет. Жена, на тот момент, училась в училище, поэтому получала как учащаяся. Отец, через 15-20 дней после смерти матери (своей жены) ушел к другой женщине, а Илья (14 лет) остался один. Раз в неделю отец приносил ему 0,5 кг печенья и конфеты (как говорит Илья и это правда, когда мы приехали дома было «шаром покати»). Мы с женой жили отдельно (у меня) и узнали обовсем от других людей. Пришлось переехать к Насте домой, чтобы смотреть и растить Илью. Отец никак не помогал. За полтора года он получил приблизительно 6700, а на ребенка потратил 3000 и это со всеми растратами: в школу, одежду, оплата коммунальных платежей, хоз. нужды, питание и т. д. Этих денег даже на полгода не хватит. Все, недостающее финансирование, легло на мои и Настины плечи. О воспитании и уходе за пацаном я вообще молчу. Отец появлялся раз в неделю, а то и меньше. В ноябре 2012 года Настя окончила учебу и на Илью перевели ее часть пенсии. Отец очень обрадовался (вдвое больше денег). В декабре 2012 года Илье исполнилось 16 лет и он обратился в пенсионный фонд для переоформления пенсионных выплат на новую банковскую карту, чтобы она была у него и он смог бы себя нормально обеспечивать под нашим чутким руководством, так как отец не обеспечивает. Ему сказали, что проблем нет, но они возникли. Сказав об этом отцу, о том что отец не получит больше пенсию, Илья и мы столкнулись с дикими высказываниями о том, что мы можем его забыть, что он больше не имеет сына, дочери и вообще знать нас не хочет. Но пенсионный фонд потребовал письменное заявление от отца, что он не против. Переговоры чуть не закончились дракой меня и отца. На мой вопрос: чьи интересы он защищает – ответа не поступило. Илья высказал отцу недовольство его опекой и указал ему кто по настоящему заботится о нем после смерти матери. Отец со скандалом все же подписал, но пенсию все равно начислят отцу. И он будет опять получать деньги и тратить их на себя и на новую семью. Были и попутные разногласия, важные, но обо всех не напишешь. Основное то, что в опекунском совете нашего района, нам сказали: «Либо лишайте родительских прав и вследствие этого будет заводиться уголовное дело на отца по обвинению в нецелесообразном использовании гос. денег выделяющихся на ребенка». Мне же предложили стать опекуном Ильи, т. к. я работаю официально в гос. учреждении и получать 2,5 тыс. грн. в месяц. Был и другой вариант: ДОГОВОРИТЬСЯ. Этот вариант, опять таки закончился скандалом и чуть-чуть не дошел до драки. Деньги лишние мне не нужны и из-за них поганить жизнь человеку 40 лет мы посчитали не правильным. Пожалев отца, мы пошли в пенсионный фонд и объеснили ситуацию. Нас поняли, вошли в наше положение и посовещавшись решили ничего не менять и начислять пенсию без изменений на отца.
Разругавшись с отцом, я не представляю, как Илья будет обеспечиваться и что делать дальше.
Жалко пацана. Без нормальной одежды, с дикими долгами по газу, которые отец искусственно создал – это будет труба.
Тем более, что были позывы того, что новая женщина отца положила глаз на дом, который принадлежит отцу, Насте и Илье.
Еще раз прошу – ПОМОГИТЕ СОВЕТОМ!!!

Прим Палвер

Вам подсказали законный метод воздействия.
Но вы хотите, чтобы решение кто-то за вас принял?
Так не бывает. Вы жертву выбирайте: папа или сын.
У папы выбор был, у сына не было и сейчас нет.
Бросайте достоевщину и делайте что-то.

Оксана 11:32, 1 марта 2012

Если отец действительно верит Богу и читает Библию то там еть притча где сын забрал свою долю наследства и ушел из дому.А когда вернулся отец принял его и еще устроил пир.Здесь показана любовь отца.Бог дал нам язык который дает нам возможность общаться друг с другом.Он заповедал любить друг друга и другого ставить выше себя.Если у сына хорошие друзья почему бы ему с ними не общаться? Родители да и все люди помните Бог говорит ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ во ВЛАСТИ ЯЗЫКА!!!! что сеете то и пожнете.Отец подумай об этом.Мне 17 лет. Полюби своего сына как личность жизнь которой дал Бог и уважай его.Буть светом пусть в твоей жизни отобразится Христос и сын потянется к тебе.Мальчику обязательно нужно учиться этого тоже хочет Господь.А Ему Слава вовеки и веки.

Валентина 11:09, 1 марта 2012

В этой статьи показан эгоизм отца который вдруг вспомнил о ребенке.А где же он был все те годы когда умерла жена? Ведь Бог есть любовь.Он призывает всех прийти к Нему.В этой статьи из-за этого мужчины поношение на Бога.Бог любит этого мальчикаи хочет чтобы родители вспомнили свои обязаности по воспитанию детей и любили его.Не раздражали своих детей.