Народ, придумавший Чебурашку и треугольную гитару, сдавайся!
Общее введение в атеизм
Эта статья является попыткой сделать общее введение в атеизм. Хотя я попытался быть настолько нейтральным, насколько это возможно, говоря о спорных вопросах, вам следует помнить, что этот документ представляет только одну точку зрения.
Рекомендую вам читать внимательно и делать для себя выводы.
Чтобы обеспечить связанность и логичность изложения, я представил эту статью в качестве воображаемой беседы между атеистом и верующим. Все вопросы, задаваемые воображаемым верующим, являются вопросами, постоянно всплывающими в конференции alt.atheism с тех пор, когда она была создана.
Прошу заметить, что данная статья слегка наклонена в сторону ответов на вопросы, заданные с христианской точки зрения. Это связано с тем, что статья отражает вопросы, которые были заданы фактически, а это связано с тем, что обращением в свою веру в alt.atheism занимаются в основном христиане.
Поэтому когда я говорю о религии, я говорю в основном о таких религиях, как христианство, иудаизм и ислам, в которых присутствует некое подобие сверхчеловеческого божественного существа. Часть дискуссии будет применима к другим религиям, но другая часть может и не быть.
"Что такое атеизм?"
Атеизм характеризуется отсутствием веры в существование бога. Некоторые атеисты идут дальше и верят, что бог не существует. Первое обычно называется позицией "слабого атеиста", а последнее - "сильным атеизмом".
Важно отметить различие между этими двумя позициями. "Слабый атеизм" является простым скептицизмом, неверием в существование бога. "Сильный атеизм" - это позитивное, твердое убеждение, что бог не существует. Пожалуйста, не попадите впросак считая, что все атеисты являются "сильными атеистами".
Некоторые атеисты верят в несуществование всех богов, другие ограничивают их атеизм определенными богами, такими как христианский бог, вместо того, чтобы делать категорические отрицания.
"Но разве неверие в бога не является тем же, что и вера в его несуществование?"
Определенно нет. Неверие в утверждение означает, что человек не не верит в то, что это утверждение является истинным. Неверие в истинность не является равноценным вере в неистинность; человек может просто не иметь представления о истинности или неистинности того или иного явления. Это приводит нас к агностицизму.
"Ладно, а что такое агностицизм?"
Термин "агностицизм" был создан профессором Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. Он определил агностика как человека, отказавшегося от ("сильного") атеизма и верящего в то, что первичное начало вещей неизвестно и не может быть познано. Другими словами, агностик - это тот, кто верит в то, что мы не знаем и не (с)можем точно узнать, существует ли бог.
Однако, с тех пор термин "агностик" также был использован для описания тех, кто не верит, что вопрос (о существовании бога) действительно не может быть разрешен, но верит в то, что доказательства за или против бога являются неубедительными и поэтому не определился в этом вопросе.
Чтобы уменьшить неразбериху с употреблением термина "агностицизм", рекомендуется использовать термин "строгий агностицизм" для оригинального понимания термина, и "эмпирический агностицизм" для второго определения.
Слова - скользкие вещи, а язык неточен. Остерегайтесь считать, что вы сможете понять чью-либо философскую позицию просто потому, что этот кто-то называет себя атеистом или агностиком. Например, многие используют термин "агностицизм" для обозначения того, что в данной статье называется "слабым атеизмом", а атеизмом называют лишь то, что названо здесь "сильным атеизмом".
Следует помнить, что слово "атеист" имеет столько оттенков значения, что очень трудно сказать что-то общее об атеистах. Все, что вы точно можете сказать об атеистах - это то, что они не верят в бога. Например, совершенно ясно, что не все атеисты считают, что наука является лучшим способом познания вселенной.
"Так что же является философским оправданием или основой для атеизма?"
Есть много философских оправданий для атеизма. Чтобы узнать почему человек выбрал для себя атеизм, лучше всего просто спросить его самого.
Многие атеисты считают, что идея бога в таком виде, в каком она представлена в основных мировых религиях, противоречит сама себе, и что существование такого бога логически невозможно. Другие пришли к атеизму через скептицизм, потому что они не видят доказательства существования бога.
"Но разве невозможно доказать несуществование чего-либо?"
Есть много контр-примеров такому утверждению. Например, очень легко доказать, что не существует наибольшее простое число. Конечно же, это легко сделать с вполне определенными объектами, подчиняющимися вполне определенным правилам. Являются ли боги или космос вещами, вполне определенными таким же образом - это предмет спорный.
Однако, предположив на мгновение, что существование бога не является недоказуемым, мы все равно увидим малозаметные причины для предположения о несуществовании бога. Если мы предположим, что что-то не существует, всегда достаточно одного контр-примера для того, чтобы доказать обратное.
С другой стороны, если мы предположим, что что-то существует, и если это что-то не является абсолютно недоказуемым, доказательство необоснованности предположения может потребовать исчерпывающего исследования всех возможных мест, где эта вещь может быть найдена, для того, чтобы доказать, что её не существует. Такой исчерпывающий поиск зачастую непрактичен или невозможен. С наибольшим простым числом такой проблемы нет, потому что мы можем доказать, что оно не существует.
Следовательно, обычно считается, что мы должны предполагать несуществование вещей до тех пор, пока не будет доказательств их существования. Даже верующие в основном следуют этому правилу; они не верят в единорогов, даже если они не могут убедительно доказать, что единороги не существуют.
Предположить, что бог существует, значит сделать предположение, которое, вероятно, не может быть проверено. Мы не можем произвести исчерпывающего поиска всех возможных мест пребывания бога, для того, чтобы доказать, что он нигде не существует. Поэтому скептический атеист предполагает по умолчанию, что бог не существует, так как это предположение мы можем проверить.
Те, кто "исповедуют" сильный атеизм, обычно не утверждают, что бог не существует вообще, теоретически; вместо этого они обычно распространяют свои утверждения на богов, описанных различными религиями. Поэтому, хотя убедительно нельзя доказать несуществование бога вообще, может быть возможным доказать несуществование какого-то определенного бога, представленного определенной религией. Возможно, мы даже можем доказать несуществование всех богов, описанных определенными религиями.
На практике вера в несуществование всех богов существующих религий очень близка к вере в несуществование бога вообще. Однако важное отметить, что контр-аргументы, основанные на невозможности опровержения существования бога вообще, не являются реально действенными.
"Но что если бог является по существу необнаружаемым?"
Если бог взаимодействует каким-либо путем с нашей вселенной, результаты его взаимодействия должны быть измеримы и обнаружаемы. Если бог по существу является необнаружаемым, стало быть, он никак не взаимодействует с нашей вселенной. Большинство атеистов скажет, что если бог не взаимодействует с нашей вселенной вообще, то совершенно неважно, существует он или нет.
Если верить библии, израильтяне легко обнаруживали бога. Несомненно, он всё ещё должен быть обнаружаем сегодня?
Заметьте, что я не требую того, чтобы бог взаимодействовал с нашей вселенной научно проверяемым, физическим путем. Наверняка можно воспринять какой-то эффект, причиненный его присутствием; иначе как я могу отличить его от других несуществующих вещей?
"Хорошо, вы можете считать, что есть какое-то философское обоснование атеизма, но разве атеизм не является религиозным верованием?"
Одним из самых обычных развлечений в философской дискуссии является "игра в ре-дефиницию (переопределение)". С точки зрения циника она выглядит так:
А начинает дискуссию, делая спорное утверждение. Когда Б указывает на то, что оно не может быть верным, А постепенно ре-дефинирует (переопределяет) слова, которые он использовал в утверждении до тех пор, пока он не приходит к чему-то такому, с чем Б готов согласиться. После он фиксирует утверждение вместе с тем фактом, что Б согласился с ним, и продолжает. В конце концов А использует утверждение в качестве "(обще)принятого факта", но вместо неясных ре-дефиниций (переопределений), необходимых для согласия Б, использует первоначальные определения. Б будет склоняться к подыгрыванию, невзирая на очевидную непоследовательность.
Цель этого отступления в том, что ответ на вопрос "не является ли атеизм религиозным верованием" полностью зависит от того, что имеется в виду под "религиозным верованием". "Религия" обычно характеризуется верой в "управляющую" сверхчеловеческую силу - главным образом в какого-нибудь бога - и также верой и поклонением.
[Следует попутно отметить, что некоторые разновидности буддизма не являются религией согласно такому определению.]
Атеизм определенно не является верой ни в какие сверхчеловеческие силы, и также не характеризуется наличием поклонения в любом значимом смысле. Расширение определения "религиозный" с целью включения в него атеизма приведет к тому, что многие другие аспекты человеческой деятельности внезапно также станут "религиозными" - например, наука, политика, просмотр телевидения.
"Хорошо, это не религия. Но ведь правда, что вера в атеизм (или науку) все еще является актом веры, как и религия?"
Во-первых, совершенно не факт, что скептический атеизм - это что-то такое, во что действительно верят.
Во-вторых, необходимо иметь определенные базисные убеждения или предположения, чтобы извлечь какой-то смысл из сенсорных данных, что мы испытываем. Большинство атеистов пытаются иметь как можно меньше таких базисных убеждений; и даже те, что есть, являются предметом, могущим подвергнуться сомнению, если опыт заставляет усомниться в них.
В науке также есть ряд таких базисных убеждений. Например, общепринято считать, что законы физики одинаковы для всех наблюдателей. Таковы базисные предположения, делаемые атеистами. Если такие основные идеи называть "актами веры", тогда почти все, что мы знаем, должно быть названо основывающимся на актах веры, и термин теряет свое значение.
Чаще слово "вера" используется, когда идет речь о полном, твердом убеждении в чем-либо. Согласно такому определению, атеизм и наука определенно не являются актами веры. Конечно, некоторые атеисты или ученые могут быть такими же догматичными, как и религиозные последователи, когда они говорят о полной уверенности в чем-либо. Однако, это не является общей тенденцией; много атеистов будут противиться тому, чтобы с уверенностью сказать, что вселенная существует.
Вера также используется для обозначения убеждения, не имеющего доказательств. Скептический атеизм определенно не подходит под такое определение, потому что в скептическом атеизме нет убеждений. Сильный атеизм ближе к такому определению, но всё ещё не подходит под него, потому что даже самые категоричные атеисты будут стараться ссылаться на данные, основанные на опыте (или на их отсутсутствие), утверждая, что бог не существует.
"Если атеизм не религиозен, стало быть, он анти-религиозен?"
Делить на "за" и "против", "друзей" и "врагов" - это глупая людская тенденция. Правда не настолько проста.
Атеизм - позиция, логически стоящая напротив теизма; в таком понимании возможно говорить о "анти-религии". Однако, когда верующие говорят об "анти-религиозных" атеистах, они обычно имеют в виду то, что атеисты относятся к верующим с антипатией или ненавистью.
Эта характеристика атеистов как враждебных относительно религии является довольно несправедливой. Отношение атеистов к верующим на самом деле довольно разнообразно и неоднозначно.
Большинство атеистов занимают позицию "живи и не мешай другим". Обычно они не упоминают о своем атеизме до тех пор, пока их об этом не спросить (исключение могут составить близкие друзья). Конечно, это может быть верным лишь отчасти, потому что атеизм не является "социально приемлемым" во многих странах.
Некоторые атеисты являются вполне анти-религиозными, и даже могут пытаться "обращать" в атеизм других, когда это возможно. Исторически, такие анти-религиозные атеисты мало повлияли на общество за пределами стран восточного блока.
[Слегка отвлечемся: Советский Союз был изначально направлен на разделение церкви и государства, так же, как и сша. Советские граждане были официально свободными в выборе веры и объекта поклонения. Институт "государственного атеизма" появился, когда Сталин стал управлять Советским Союзов и попытался уничтожить церкви для того, чтобы получить полный контроль над населением.]
Некоторые атеисты вполне открыто распространяются о своих убеждениях, но только тогда, когда они видят, что религия вторгается туда, где ей делать нечего - например, правительство сша. Такие люди озабочены тем, что церковь и государство должны остаться разделенными.
"Но если вы не разрешите церкви вмешиваться в управление государством, это же будет то же, что и государственный атеизм?"
Принцип разделения церкви и государства гласит, что государство не должно издавать законы, касающиеся вопросов религиозной веры. В частности, это значит не только то, что государство не может продвигать одну религию за счет другой, но также это значит то, что государство не может продвигать любое убеждение, религиозное по сути.
Религии могут участвовать в дискуссиях, касающихся чисто светских вопросов. Например, верующие были ответственны за претворение в жизнь многих политических реформ. Даже сейчас многие организации, ратующие за увеличение объема помощи нуждающимся странам, основываются как религиозные кампании. Пока их деятельность ограничивается светскими вопросами и не является дискриминацией на религиозной почве, большинство атеистов будут вполне счастливы.
"Что насчет молитвы в школах? Если бога нет, почему вас волнует этот вопрос?"
Потому что молящиеся люди являются (будущими) избирателями и законодателями, и они имеют склонность делать то, что не молящиеся люди не могут просто проигнорировать. Также, христиансткая молитва в школах является "запугивающим" фактором для не-христиан, даже если им сказано, что им не обязательно присоединяться. Разнообразие религиозных и не-религиозных убеждений означает невозможность формулирования значимой молитвы, которая будет приемлема для всех участников любого общественного события.
Также, те, кто не молятся, зачастую имеют семью и (или) друзей, которые молятся. Забота о друзьях и семье, тратящих впустую время, вполне разумна, даже если не принимать во внимание другие мотивы.
"Вы упомянули христиан, ратующих за увеличение помощи нуждающимся. А как насчет атеистов? Почему нет атеистических благотворительных организаций или госпиталей? Не возражают ли атеисты против религиозной благотворительности?"
Существует много благотворительных организаций без религиозных целей, которым могут помогать атеисты. Некоторые атеисты также помогают и религиозным благотворительным организациям, ради практического добра, приносимого ими. Некоторые атеисты даже делают добровольную работу для бблаготворительных организаций, основанных на религиозной почве.
Большинство атеистов считают, что атеизм не стоит того, чтобы кричать о нем в связи с благотворительной деятельностью. Для них атеизм является простым и очевидным каждодневным делом, так же, как и благотворительность. Многие считают, что использование обычной благотворительности в качестве оправдания рекламы определенных религиозных убеждений является позорным, если не сказать фарисейским.
Для "слабых" атеистов постройка госпиталя с целью сказать "я не верю в бога" является довольно странной идеей; это равносильно собиранию вечеринки, чтобы сказать "сегодня не мой день рождения". Зачем суетиться?
"Вы сказали, что атеизм не анти-религиозен. Но, может быть, он является реакцией на религиозное воспитание, что-то типа протеста?"
Может и так, для некоторых. Но многие люди имеют родителей, не предпринимавших попыток навязывания каких-либо религиозных (или атеистических) идей, и многие из этих людей называют себя атеистами.
Также спорным является то, что некоторые верующие выбрали религию в качестве реакции на атеистическое воспитание, в качестве отличия. С другой стороны, многие выбирают религию для соответствия ожиданиям других.
В общем, мы не можем сделать заключение о том, являются ли атеизм или религия реакцией либо конформизмом; однако, в общем, люди имеют тенденцию примыкать к какой-то группе, нежели действовать и мыслить самостоятельно.
"Как атеисты отличаются от верующих?"
Они не верят в бога. Вот и всё различие.
Атеисты могут слушать тяжелый металл - но может быть и с точностью до наоборот
- они могут предпочитать реквием Верди, даже если они знают слова. Они могут носить гавайские шорты, могут одеваться во все черное, они даже могут ходить в оранжевых мантиях. (У многих буддистов отсутствует вера в бога любого "сорта".) Некоторые атеисты даже таскают с собой библию - для выступления против, естественно!
Скорее всего, у вас есть нескольно знакомых атеистов, но вы даже не знаете, что они ими являются. Атеисты обычно не отличаются необычным поведением и внешностью.
"Не отличаются? Но разве атеисты не являются менее этичными и нравственными по сравнению с верующими?"
Это зависит от человека. Если вы определяете нравственность как послушание богу, то конечно же атеисты менее нравственны, потому что они не подчиняются никакому богу. Но обычно, когда разговор идет о нравственности, имеется в виду приемлемое ("правильное") и неприемлемое ("неправильное") поведение в обществе.
Люди являются социальными, общественными животными, и для того, чтобы как можно лучше преуспеть, они должны сотрудничать друг с другом. Это является хорошей причиной для отбивания у атеистов охоты к "анти-социальному" или "безнравственному" поведению, исключительно в целях самосохранения.
Многие атеисты ведут себя "нравственно" или "сочувствующе" просто потому, что они чувствуют естественное стремление к сочувствию. Почему же их волнует то, что происходит с другими? Они не знают, они просто ощущают себя такими.
Конечно же, есть люди, действующие "безнравственно" и пытающиеся использовать атеизм для оправдания своих действий. Однако, есть столько же людей, ведущих себя "безнравственно" и пытающихся использовать религиозную веру для оправдания своих поступков. Например:
Эта цитата является частью заявления, сделанного в суде 17 февраля 1992 года Джеффри Дамером, знаменитым людоедом и серийным убийцей (шт. Милуоки, Висконсин).
Данные социологических исследований показывают, что религия не обладает монополией на нравственное поведение.
"Если ли такая вещь, как нравственность у атеистов?"
Если вы имеете в виду "существует ли такая вещь, как нравственность, для атеистов", то ответом будет твердое "да", как было объяснено выше. Многие атеисты как минимум настолько же нравственны, насколько многие верующие.
Если вы имеете в виду "есть ли у атеизма характерные нравственные нормы?", то ответом будет "нет". Сам по себе атеизм не предполагает какие-то правила, касающиеся человеческого поведения. Большинство атеистов следуют тем же "нравственным принципам", что и теисты, но по другим причинам. Атеисты считают нравственность понятием, созданным людьми согласно человеческому пониманию устройства мира, вместо того, чтобы считать нравственность набором правил, провозглашенным сверхестественным существом.
"Тогда не являются ли атеисты просто верующими, отвергующими бога?"
Исследование организации "Свобода От Религии" (Freedom From Religion Foundation) показало, что свыше 90% ответивших стали атеистами, потому что они обнаружили коренную несовместимость религиозных убеждений с окружающим миром.
Атеисты являются неверующими не из-за невежества или отрицания, а из-за выбора.
Большинство атеистов провело много времени изучая одну или несколько религий, иногда очень глубоко. Они приняли взвешенное и обдуманное решение отвергнуть религиозные убеждения.
Это решение, конечно же, может быть неизбежным следствием характера человека. Для настоящего скептика атеизм зачастую является единственным разумным выбором, и следовательно, единственным выбором, который скептик может честно сделать.
"Но разве атеисты не хотят поверить в бога?"
Атеисты живут так, как будто никто над ними не присматривает. Большинство из них не имеют ни малейшего желания, чтобы за ними присматривали, без разницы насколько хорошим может оказаться фигура "Большого Брата".
Некоторые атеисты хотели бы быть могущими поверить в бога - ну и что? Следует ли верить во что-то только потому, что (ты) хочешь, чтобы это оказалось правдой? Опасности такого подхода должны быть очевидны. Атеисты зачастую решают, что охоты верить во что-то недостаточно; должно быть основание для веры.
"Но атеисты же не видят оснований для существования бога - они не хотят их видеть!"
Большинство атеистов, если не все, были прежде верующими. Как было объяснено выше, большинство из них всерьез предполагало возможность существования бога. Многие будущие атеисты молились, пытаясь достичь бога.
Конечно, некоторым атеистам не хватает широты взглядов; но предположение, что все атеисты предубеждены и неискренни является оскорбительным и недалеким. Такие фразы как "конечно же бог есть, вы просто плохо ищете" скорее всего будут рассматриваться как снисхождение (со всеми вытекающими. -прим. перев.).
Если вы хотите участвовать в философских дебатах с атеистами, то важным будет дать им возможность свободно усомниться в чем-либо и самому понять их сомнения, предполагая, что они честны, говоря о том, что искали бога. Если вы не расположены к вере в то, что они говорят правду, то спор будет тщетным.
"Разве жизнь для атеиста не является абсолютно бесцельной?"
Многие атеисты живут целеустремленной жизнью. Они сами решают, что является целью в их жизни и следуют своему пути. Они пытаются сделать свою жизнь значимой, не желанием вечной жизни, а влиянием на других людей, которые будут жить после них. Например, атеист может посвятить свою жизнь политическим реформам, в надежде оставить свой след в истории.
Люди всегда пытались искать "цель" или "смысл" в разных вещах. Однако, нельзя с уверенностью сказать, что "жизнь" является вещью, имеющей "цель" или "смысл".
Другими словами, не все вопросы являются разумными. Некоторые атеисты считают, что вопрос "в чем смысл жизни?" такой же глупый, как вопрос "в чем смысл чашки кофе?". Они считают, что у жизни нет смысла или цели, она просто есть.
"А как же атеисты находят успокоение, утешение, поддержку?"
Есть много путей достижения утешения или поддержки - семья, друзья, питомцы.
На более низком духовном уровне - еда, выпивка, телевидение.
Это может показаться пустым и уязвимым, ну и что с того? Следует ли людям верить во что-то просто потому, что это что-то тебя утешает и успокаивает, или им надо считаться с действительностью невзирая на то, насколько суровой она может оказаться?
В конце концов, это личное дело каждого. Большинство атеистов неспособны верить в то, во что они бы не стали иначе верить, просто потому, что это что-то утешает или поддерживает их. Они ставят правду превыше утешения и поддержки и считают, что если поиск правды иногда делает их несчастными, то это просто тяжелая судьба.
"Не боятся ли атеисты того, что они могут внезапно оказаться неправыми?"
Короткий ответ: "Нет, а вы?"
Много атеистов годами были атеистами. Они встречались со многими агрументами и мнимыми доказательствами существования бога, но они посчитали их необоснованными или неубедительными.
За несколько тысяч лет истории религии не было найдено ни одного хорошего доказательства существования бога. Поэтому атеисты склонны считать, что вероятность того, что они могут оказаться неправыми в ближайшем будущем крайне мала, и их перестает это волновать.
"Так почему же верующие должны отвечать за свои убеждения? Разве такие же аргументы не подходят?"
Нет, потому что убеждения, подвергающиеся сомнению, не одинаковы. Слабый атеизм - просто скептическая "позиция по умолчанию"; он ничего не утверждает. Сильный атеизм - негативное, "отрицательное" убеждение. Вера - очень сильное позитивное, "утверждающее" убеждение.
Иногда атеисты доказывают, что верующие должны отвечать за свою веру из-за вреда, что они могут причинить - не только верующим, но и всем остальным.
"Какого вреда?"
Религия представляет собой огромное финансовое и трудовое бремя для человечества. Это не только вопрос траты денег верующих впустую на церковные здания; подумайте о потраченных усилиях и времени на постройку церквей, молитву и пр. Представьте, куда и как можно приложить все эти усилия.
Многие верующие верят в возможность чудесного исцеления. Известно много случаев, когда больных начинал "лечить" священник, они переставали принимать прописаные докторами лекарства и умирали. Некоторые верующие умирают из-за отказа от переливания крови на религиозной почве.
Вполне понятно, что препятствование Католической Церкви контролю над рождаемостью - и презервативам в частности - усиливает проблему перенаселения во многих странах третьего мира и способствует распространению СПИДа во всем мире.
Известны случаи убийства верующими своих детей для того, чтобы не позволить им стать атеистами или связать себя узами брака с лицом, исповедующим другую конфессию.
"Это были НЕ НАСТОЯЩИЕ верующие. Они просто заявляли, что они верят, чтобы оправдать себя."
А что делает верующего истинным? Существует столько всяких Самых Настоящих Религий, что говорить об истинности будет делом сложным. Взгляните на христианство: внутри него существует масса конкурирующих группировок, каждая из которых убеждена, что они являются единственными настоящими христианами. Иногда они даже борятся и убивают друг друга. Как атеист должен решить, кто НАСТОЯЩИЙ христианин, а кто нет, когда даже основные христианские церкви, такие как Католическая и Православная не могут решить это между собой?
В конце концов, большинство атеистов подходят к этому с прагматической точки зрения и считают, что каждый, кто называет себя христианином и использует христианскую веру или догмы для оправдания своих поступков, должен считаться христианином. Может быть, некоторые из этих христиан просто искажают христианское учение для своих собственных целей - но тогда вполне понятно, что если библия может с такой готовностью использоваться для поддержки не-христианских поступков, то она не может быть такой нравственной, какой её представляют христиане. Если библия является словом бога, почему он не сделал её менее легкой для неверного истолкования? И откуда вы знаете, что ваши убеждения не являются искажением того, что было задумано вашим богом?
Почему атеист должен предпочитать одно толкование библии другому, если нет ни одного недвусмысленного толкования? Только из-за вашего "авторитетного" заявления? Пардон, но если кто-то заявляет, что он верит в Иисуса и он убивал других, потому что Иисус и библия сказали ему сделать так, то мы должны называть его христианином.
"Очевидно, такие крайние виды убеждений должны быть оспорены. Но если никто не доказал, что бога нет, то абсурдность более основных религиозных убеждений, разделяемых всеми верами, очень спорна."
Такой фокус не пройдет, потому что, как было уже сказано в начале, "уверждающие", позитивные утверждения, касающиеся существования объектов, с самого начала гораздо более трудны для опровержения, нежели отрицающие. Никто ещё не доказал, что единороги не существуют, но это не значит, что их существование не является мифом.
Поэтому более веским и обоснованным будет занятие по умолчанию отрицающей позиции, нежели утверждающей. Конечно же, "слабые" атеисты возразят, что лучше всего будет ничего не утверждать.
"Ладно, если атеизм так хорош, почему же на свете так много верующих?"
К сожалению, популярность убеждения имеет мало общего с его "правильностью"; посмотрите, сколько людей верят в астрологию, графологию и другие псевдо-науки.
Многие атеисты считают, что стремление верить в богов является просто человеческой слабостью. Конечно, во многих примитивных человеческих обществах религия позволяет людям иметь дело с явлениями, которые не могли быть адекватно поняты.
Конечно же, дело не только в этом. Даже сейчас люди верят религиозным объяснениям явлений, даже если эти явления прекрасно объясняемы естественным путем. Возможно, религия зародилась как средство объяснения окружающего мира, но в наше время она также служит другим целям.
"Но столько культур имели религию. Конечно же, это должно о чем-то говорить?"
Не совсем. Большинство религий сходны только поверхностно; например, стоит напомнить, что такие религии как буддизм или таоизм не имеют бога в христианском смысле этого слова.
Конечно же, большинство религий осуждает и обвиняет конкурирующие религии, поэтому довольно странно использовать одну религию для того, что бы оправдать другую.
"А что насчет всех тех знаменитых ученых и философов, которые сделали вывод, что бог существует?"
На каждого ученого или философа, верующего в бога, приходится один неверующий. Кроме того, как было указано, истинность убеждения не определяется количеством верущих людей. Также важно понять, что атеисты не рассматривают известных ученых или философов так же, как верующие рассматривают своих религиозных лидеров.
Известный ученый - это всего лишь человек; он может быть экспертом в своей области, но когда он говорит о других вещах, его слова не являются авторитетом. Многие уважаемые ученые были в ситуациях, когда они выглядели глупыми, говоря о вещах, лежащих вне поля их компетенции.
"То есть, вы серьезно утверждаете, что столь широкое распространение религий ничего не значит?"
Не совсем. Это определенно значит, что религия имеет некоторые свойства, которые помогли ей распространяться до сих пор.
Теория меметики имеет дело с "мемами" - набором идей, которые распространяют себя между человеческими разумами, по аналогии с генами. Некоторые атеисты считают религии наборами очень успешных паразитических мем, которые распространяются путем подстрекания своих носителей к обращению других. Некоторые мемы избегают уничтожения путем отбивания у верующих охоты подвергнуть сомнению учение, или же используют давление, чтобы удержать бывших верующих от признания в том, что они ошибались. Некоторые религиозные мемы даже подстрекают своих носителей к уничтожению носителей, контролируемых другими мемами.
Конечно же, с точки зрения меметики, с успешным распространением мем нельзя связать какое-то исключительное добро или хорошее качество.
"Даже если религия не является полностью верной, по крайней мере она несет важные мысли. А какие существенные мысли несет атеизм?"
Атеисты продвигают много важных идей. Следующие являются лишь их частью, не удивляйтесь, если увидите идеи, присутствующие также в некоторых религиях.
- Нравственное поведение - это больше, чем слепое следование правилам.
- Будьте особенно скептичны к утвердительным заявлениям.
- Если вы хотите, чтобы ваша жизнь имела значение, то его нахождение остается за вами.
- Ищите правду, даже если поиск окажется для вас неудобным.
- Не лишайте себя радостей жизни, потому что эта жизнь, возможно, окажется единственной.
- Не стоит полагаться на то, что какая-то внешняя сила изменит вас; вы должны сами изменить себя.
- Просто потому, что что-то популярно, не значит, что оно хорошо.
- Если вы предполагаете что-то, предположите что-нибудь легко доступное проверке.
- Не верьте во что-то просто потому, что вы хотите, чтобы это оказалось правдой.
- И наконец (самое важное):
Все убеждения должны быть открыты для сомнения.
Спасибо за то, что нашли время прочитать данную статью.
Добавлено: 11:39, 4 сентября 2008
Зарегистрируйтесь или войдите - и тогда сможете комментировать. Это просто. Простите за гайки - боты свирепствуют.