русский корабль, иди нахуй
Народ, придумавший Чебурашку и треугольную гитару, сдавайся!

Почему я стал атеистом



Мой бог – моя совесть

Причин, по которым я из умеренно верующего человека стал атеистом, несколько. Их можно даже разбить по группам, что я и сделаю. Почитайте - возможно, кто-то из таких же православных-light, каким был я, задумается и со временем пересмотрит своё отношение к Церкви, показав усиливающейся средневековой пропаганде гражданина Гундяева гордый кукиш светского человека.

Итак, причины:

Эмоциональные:


1. Посещая церковь, я всегда удивлялся местным бабкам, которые цыкали на каждого, кто не так ставил свечку или не вовремя бухался на колени. Меня мучил диссонанс – раз христианство учит доброте, то как его наиболее ревнивые последовательницы могут быть такими злобными и нетерпимыми?

2. Когда мне исполнилось 18 лет, то если верить православному учению, я перестал быть девственником Дионисием и ступил на более высокий уровень развития, став рабом Божьим. Но знаете, я абсолютно не хочу быть чьим-то рабом, пускай даже и Божьим. Я достаточно независим и сам себя уважаю, чтобы априори холопствовать перед тем, кого на Земле не видели уже 2 000 лет.

3. Сильным ударом по религии для меня было то, что можно, оказывается, сильно нагрешить, как это делали бандиты 90-ых, а потом прийти в храм с пачками банкнот и выписать себе у батюшки индульгенцию. И так можно было делать бесконечно. Посему, мне ближе как-то гражданское правосудие. Оно хоть и приземлённое, но выходит посправедливее небесного.


Фактические:


1. Вот интересно, те, кто считают себя верующими и с разбега бухают в прорубь на Крещение во искупление грехов, изучали когда-нибудь историю зарождения и развития христианства?

Ведь исследовав её, они бы поняли, что любая религия создана людьми. Всё то, на что и как мы должны молиться, на протяжении столетий придумывалось теми, кого сейчас называют отцами Церкви. На многочисленных вселенских соборах они спорили друг с другом и рождали известную ныне нам «истину». Спрашивается, какого чёрта я должен слепо верить тому, что нафантазировали полтора тысячелетия назад неизвестные мне старцы? Мне скажут: они были боговдохновенны, им снились сны и чудились видения. Ну и что? Любой может заявить, будто ему приснился Хрущёв, заявивший, что он был тайным мессией на Земле, а тех, кто уклонился от поездок на целину, у ворот Ада с нетерпением ожидает чертовский фейс-контроль. Но ведь ему же не поверят, ласково ответят, что всё будет хорошо и потуже завяжут рукава смирительной рубашки. Однако, в откровения Иоанна Богослова, которому явился Ангел, мы почему-то без сомнений верим. Почему? Он, что был честнее? Кто это точно знает, а?

2. Кстати, вот один момент, который меня особенно умиляет. Миллионы людей почитают иконы и их образы, просят что-то у них для собственного благополучия. Но вот если бы решения 7-го Вселенского Собора о запрещении иконопочитания не были бы отменены следующим, Никейским собором, и остались в силе, то сейчас бы ни в одном доме икон в углу не было. И молились бы мы, вероятно, прямиком в космос, стоя на балконе. Однако судьба распорядилась иначе, и поэтому сегодня почти каждую квартиру и машину украшают образы Николы-чудотворца и Казанской Божьей матери.


Логические:


1. Из всех противоречивых мест «Нового завета» более всего меня задевали два из них. Первый связан с парой распятых разбойников, один из которых якобы покаялся перед Иисусом, а второй поносил его вместе с остальной публикой. Все знают этот пример и теисты любят его упоминать в контексте «покайся и будут тебе райские кущи». Вот только такая умилительная картина присутствует лишь у одного евангелиста, Луки. У Матфея же ОБА разбойника проклинают Иисуса, а у Марка с Иоанном просто молчаливо присутствуют. Но об этом верующие либо не знают, либо предпочитают умалчивать.

Как же так, думал я – раз хрестоматийные библейские примеры оказываются, если не ложью, то по крайней мере, весьма неоднозначно и однобоко истолкованными, то что тогда можно сказать о всей Библии? Там тоже всё подогнано под чаяния верующей публики?

Второй связан с этой фразой Иисуса своим ученикам: «"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью, и враги человеку - домашние его" (Мф. 10,34-36)

Вот ответьте мне, чем данный подход Иисуса к пастве отличается от того, что исподволь проповедуют современные секты? Только первого мы обожествляем и отмечаем его день рождения, а вторыми пугаем детей на ночь.

2. Смотря передачи или читая книги на исторические темы, я размышлял – мы, живущие в 21-ом веке, не можем никак определиться, был ли Сталин тираном или эффективным менеджером, собирался ли СССР первым нападать на Германию, летали ли американцы на Луну и была ли Российская Империя до 1913-го года динамично развивающейся державой, либо это была загнивающая тюрьма народов, из которой нас вытащили большевики. По каждому из этих вопросов мнения – полярные. Мало кто представляет себе объективную и правдивую картину, происходившего менее столетия назад. И это в век газет, радио и кинематографа, когда все происходившие крупные события скрупулёзно фиксировались. При этом мало кто из трезвомыслящих современников будет однозначно доверять как Солженицыну, так и его оппоненту сталинисту, потому что истина неуловима сквозь многолетние налёты лжи и догматизма. Однако огромное число наших сограждан, да и зарубежных товарищей тоже, почему-то упорно верят четырём евангелистам, которые мало того, что жили после смерти Христа и писали его биографию с чужих слов, так при этом копировали тексты друг у друга (точнее, у Марка), не забывая приукрасить свои повествования трогательными деталями, как мы видим из предыдущего примера. И как это назвать, кроме, как слепой верой? Неужели не хочется самим разобраться в истоках того, к чему вас приучили верить, с тех пор как в детстве впервые показали, как нужно складывать пальчики, чтобы перекреститься?

3. В истории человечества были десятки, если не сотни религий. Самая известная из них завязана на мифах об олимпийских богах. И то, что Боги жили на горе Олимп, в давние времена мало кто подвергал сомнению. Однако затем люди поумнели, нашли для себя более продвинутый религиозный гаджет в виде христианства, и Олимпийских богов преспокойно занесли в книжку «Мифы и легенды Древней Греции», стоящую у меня дома на полке. И почему не все задумываются о том, что если мир знавал столько религиозных культов, но прошествии времени выяснялось, что все они лживы или морально устарели, то почему христианство должно выделяться на общем фоне и быть истинным? С чего это длинная цепочка создания и угасания религий должна закончиться именно на нём? Какие есть тому обоснования? Хотя меня больше интересует вопрос, когда же наконец христианские мифы займут на моей полке своё законное место по соседству с древнегреческими.

4. Когда в дискуссии с теистом начинаешь докапываться до ареала обитания Бога, приводя в пример детские аргументы типа «Гагарин летал, Бога не видал» и почему его не видно даже в телескоп Хаббл, то верующие обычно элегантно сливают, приводя в пример каноническое высказывание Иоанна Домаскина: «Бог безначален, бесконечен, вечен, присносущен, несоздан, неизменяем, непреложен, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неограничен, беспределен, неведом, непостижим, благ, праведен, всемогущ».

Не знаю, как для вас, а для меня этот последний аргумент припёртого к стенке клерикала доказывает лишь только то, что Бога не существует. По-другому интерпретировать все эти слова с приставкой «не» невозможно.

5. Всем знаком шарлатан Григорий Грабовой. И большинство населения также справедливо считает его шарлатаном. Но сам Григорий почему-то уверен, что он является вторым пришествием Христа. И кучка его фанатиков, обрисовывавшая во время его тюремного заключения заборы города Москвы надписями «Свободу Григорию Грабовому», поддерживает его в этом заблуждении. А теперь представьте, что Григорий умрёт когда-нибудь от старости, и его преданные поклонники понесут в мир благую весть о том, что Грабовой был истинным мессией, лечил и воскрешал людей. Опять же пострадал от правосудия в лице современных Понтий Пилатов. Через 50 лет все забудут, каким образом Гриша оживлял безутешным бесланским матерям их детей, а слава его будет лишь расширяться. Благодаря тем самым постаревшим фанатикам и их потомкам, которые будут с апостольским воодушевлением вдалбливать в головы малообразованному российскому населению, что Гриша-де был Христос. А там ещё 200 лет и вот готова новая мировая религия – грабованство.

Сценарий вполне реален, если предложенному развитию событий будет способствовать хаос и перемены в государстве. А уж благодаря современным познаниям в области пиара, объявить Гришу вторым пришествием Христа – раз плюнуть. Что собственно, и было уже сделано 2 тысячелетия назад.

Попробуйте отыскать 10 различий между Григорием Грабовым и Иисусом Христом до его распятия? Я вижу лишь разницу в именах.

6. Существует один вопрос, которым я периодически троллю религиозных родственников:

«Вот скажи, а если бы ты родился в Иране, то кем бы ты был – иудеем, мусульманином или христианином?

– Ну, скорее всего, мусульманином, потому что там все проповедуют ислам.

- И ты бы считал свою религию самой правильной, как сейчас считаешь православие?

- Наверно, да.

- Так почему ты уверен, что православие – самая лучшая религия? Ведь ты придерживаешься подобного мнения лишь потому, что родился на территории, где распространена данная конфессия. Родись ты в Бразилии, был бы католиком, в Швеции – протестантом, в Индии – поклонялся бы Вишну, ну а если бы жил на островах Меланезии, то сидел бы сейчас в самолёте из соломы и напряжённо вглядывался в горизонт, ожидая возвращение Джона Фрума. Ну, неужели не обидно, что ещё до твоего рождения за тебя определили, в кого ты будешь верить?»


Политические:


Мне крайне неприятно видеть, что РПЦ дует в одну дуду с руководством страны. Наблюдая те ужасающие социальные показатели, которых достигла Россия в последние два десятилетия, Гундяев со своей командой должны были просто выть днём и ночью, проклиная тех, кто довёл страну до первых мировых мест по убийствам, алкоголизму, наркомании и проституции. Однако у Кирилла всё чики-пики. Продал служение народу и Богу в обмен на власть и цацки для себя и камарильи священнослужителей – и довольно лобызается с Премьером. А Россия… нехай с ней. Главное, храмов побольше построить, да конфискованную в 17-ом году землицу вернуть, даже если она находится в бывшем Кенигсберге. Аккурат под строительство собственных «свечных заводиков».


И в заключение, как уже сложившийся атеист, хочу сказать, что быть неверующим сложнее, чем верить в какого-то Бога. Потому что чётко осознаешь, что надеяться можно только на себя. В критический момент тебя не спасут ни вовремя подоспевшие в концовке фильма красные кавалеристы, ни голос с неба, который участливо произнесёт: «Не беспокойся, Вениамин Андреевич, выплатим мы твою ипотеку с Божьей помощью».

Атеист знает, что после смерти его тело распадётся на атомы и душа не увидит свет в конце туннеля, манящий к вечной жизни. Атеист знает, что живёт лишь один уникальный раз, а потому ещё задолго до наступления старости привыкает мужественно размышлять о смерти, отвергая её не из страха вечно гореть в аду, а просто потому, что он любит и ценит жизнь!

И при этом, в отличие от того, кто добровольно связал свой разум религиозными догмами, чувствует себя по-настоящему свободным человеком!

Комментарии к "Почему я стал атеистом"

Зарегистрируйтесь или войдите - и тогда сможете комментировать. Это просто. Простите за гайки - боты свирепствуют.

Александр Николаевич 11:23, 12 августа 2013

Бог - это иллюзия, она живёт в голове, пока ты жив. Отсутствие бога - то же можно назвать иллюзией, живущей в моей голове. Мою иллюзию доказывает жизнь. А после - и смерть. Я не верю в это. Я знаю это.

ищущий правды 21:19, 4 мая 2012

Если не будет церквей, то на их местах построят мечети, капища или синагоги. Люди без веры в Невидимый Пантеон жить не умеют и вот тогда может наступить Аллах Акбар, и тогда мусульмане начнут атеистов резать, как баранов. Так, что РПЦ нужна, как необходимое зло.

Анатолий 16:06, 29 февраля 2012

25.02.2012 некто Тарас в своём комменте попенял новоявленному атеисту: «А на второй вопрос (Мф 10:34-36) ты и сам практически ответил - что те, кто не желают прийти к Богу, не хотят понимать Божье слово и противятся тем, кто уже уверовал, хотя Бог так близко ко всем, достаточно одного только - покаяния...».
А в чём наш атеист виноват? Не может уяснить Божье слово? А что он может сделать, если таким непонятливым его папа с мамой родили? Сказал же Креститель Иоанн: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин 3:27). Значит, не дано ему с неба. В чём же ему каяться? Да и Христос самолично пояснил: «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин 6:65). Не дано нашему атеисту от Отца Небесного, поэтому и не может он придти ко Христу. С какой стати на несчастного человечка стрелки переводить?
Причём это Христос говорит не раз. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин 6:44). Ну не привлёк его Отец, и этим всё объясняется. У человека и так несчастье, а ему ещё за это угрожают. Нехорошо как-то, не по-христиански. Или именно по-христиански?...

Петя 11:53, 27 февраля 2012

Тарас из Киева пишет, что среди комментариев нет ни одного объяснения по поводу описания казни Иисуса с двумя разбойниками. И восполняет пробел: вначале, мол, хулили Христа оба разбойника, потом один из них, видя долготерпение Христа, раскаялся, начал унимать другого, и наконец, произнес свои слова. О чём и поведал Лука. Версия совершенно неубедительна.

Во-первых, единственный свидетель казни (Ин 19:26) - стоявший при кресте «любимый ученик» Иоанн Зеведеев (он же Богослов), но он почему-то о столь интересном диалоге в своем евангелии не проронил ни слова. Как и два других евангелиста – Матфей и Марк. Очень странно! Более того, тот же единственный свидетель распятия Иоанн вообще ни о каких поношениях Христа со стороны разбойников не говорит. Запамятовал, бедолага, в отличие от других евангелистов… И ещё один момент: как признаёт церковь, Лука писал после Матфея, и уже будучи знакомым с его евангелием. Так вот если бы раскаяние разбойника было у Матфея, а у Луки отсутствовало, то это ещё было бы понятно. Но то, что отсутствующий у Матфея материал (да ещё такой выразительный!) вдруг появляется у Луки, - ни в какие логические ворота не лезет. Явно приврал Лука, хоть и действовал «с Божьей помощью и под Божьим водительством».

Во-вторых, положившись на правдивость слова Божьего, мы выше исходили из того, что Иоанн стоял при кресте (Ин 19:26) и мог всё слышать. И оказались в двусмысленном положении, так как, по уверению Матфея, Луки и Марка, на месте казни были только женщины. Да и те «стояли вдали и смотрели на это» (Лк 23:49), «смотрели издали» (Мф 27:55, Мк 15:40). А, значит, и слышать разговоры распятых никак не могли. При таком раскладе об этом эпизоде можно что угодно безбоязненно выдумывать. Что Тарас вслед за Лукой и делает.

В-третьих, по Тарасу, «один из них, видя долготерпение Христа, раскаялся». Но из Луки это вовсе не следует. Разбойник говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк 23:40,41). Так что опять Тарас додумывает за евангелистов.

Вообще-то Тарас в безнадежное дело впутался, «склеить» евангельские лоскуты – абсолютная безнадёга (горы серьёзных книг написаны на эту тему). Предлагаю ему не оправдывать божественные нестыковки словесными вывертами, а прямо перелицовывать евангелия по своему усмотрению, подменяя слово Божие отсебятиной. Как это делает, например, Епископ Кассиан (Безобразов) в своём труде «Христос и первое христианское поколение» (используется как учебное пособие в российских православных ВУЗах): «Поносил Его и один из распятых с Ним разбойников. Общее указание Мф. (27:44) и Мк. (15:32) конкретизуется в Лк. (23:39-43). Один поносил, другой обратился и услышал от Господа обетование спасения» (стр.149). Но достаточно открыть евангелия от Матфея и Марка (см. выше), чтобы убедиться, что никакого «общего указания» на то, что поносил Христа ОДИН из распятых, там нет. А с благочестивого Кассиана как с гуся вода! Да и Тараса подставил, наивного бедолагу, усердно доказывающего, что поносили Христа двое разбойников (пусть только сначала)…

Впрочем, и у Кассиана порой бывают вынужденные просветления. Так, комментируя нестыковки двух родословных Христа, «видный богослов современности» после всех словесных ухищрений признаёт: «Между родословиями наблюдаются очень существенные расхождения, которые до сих пор ещё не получили и, вероятно, никогда не получат своего объяснения» (стр.19). Вот и Тарасу надо так поступать. Не изыскивать псевдологические оправдания нестыковок, а прямо признать: да, надиктовал Дух святый несуразицу, но это всё мелочи, главное – верить! И всё остальное приложится.

Тарас 23:03, 25 февраля 2012

Уважаемый атеист!Я вижу что есть много комментариев насчёт за и против веры в Бога. Но нет ни одного объяснения по поводу описания казни Иисуса с двумя разбойниками. Сразу хочу заметить, что аналогичная статья с твоим мнением насчёт религии почему разбросана по нескольким сайтам с указанием источника: proza.ru от автора Дениса Сорокина.Но открыв данный сайт можно увидеть, что данная статья удалена.Так что кто из вас занимается плагиатом неизвестно. В отношении указанного выше факта подумай вот над чем.

Показания Матфея и Марка здесь сходны: Христа поносили оба разбойника. Но у Луки (XXIII:39 сл.) говорится только об одном разбойнике, который поносил, а другой унимал его. Эта разница объясняется тем, что вначале хулили Христа оба разбойника, потом один из них, видя долготерпение Христа, раскаялся, начал унимать другого, и наконец, произнес свои слова (Лк XXIII:42). Так что нет никакого противоречия в Евангелиях, только каждый евангелист с Божьей помощью и под Божьим водительством описывал событие в определённом ракурсе. Почему так, ты узнаешь, если действительно заинтересуешься Словом Божьим и попросишь Его разъяснить тебе. А на второй вопрос о (Мф. 10,34-36) ты и сам практически ответил - что те, кто не желают прийти к Богу, не хотят понимать Божье слово и противятся тем, кто уже уверовал, хотя Бог так близко к всем, достаточно одного только - покаяния...

Прим Палвер

Связался с автором ЖЖ, на который я здесь ссылаюсь. Это и есть Денис Сорокин.
Теперь я проставил автором не ник, а имя. Ссылку оставил на ЖЖ, потому что на proza.ru "Произведение удалено модератором".

Александр 11:51, 17 ноября 2011

Автору статьи.Одна из причин ненависти,это зависть.Ницше отвергали женщины,одна из них была его сестрой,другая была женой Рихарда Вагнера -Минна.Вас может тоже кто-то бросил или отверг?Зависть убивает любовь и ложится тяжелым камнем на больную душу.Ваш опыт можно сравнить с человеком ударившим себя по пальцу,в этот момент человек себя перестает контролировать и машет руками в разные стороны.Так и вы,когда ваша душа испытывает боль,пытаетесь обвинить всех и вся,только не себя.

аноним 18:27, 8 ноября 2011

Однако, выводы в конце подкачали.... впрочем, как ничего нового в статье тоже не увидел...

самое прекрасное в конце - вот эта фраза: "Атеист знает, что живёт лишь один уникальный раз, а потому ещё задолго до наступления старости привыкает мужественно размышлять о смерти, отвергая её не из страха вечно гореть в аду, а просто потому, что он любит и ценит жизнь!"

интересно, что толку её отвергать?.. и в чем собствено здесь мужественность размышления?...

Читатель 17:36, 23 сентября 2011

Я уже тут как-то высказывался, да вот опять навеяло.
Автор статьи бичует г-на Гундяева: «Продал служение народу и Богу в обмен на власть и цацки для себя и камарильи священнослужителей».
Я не понял, а чего на гражданина все набросились? Он что, где-то отступил от буквы и духа Священного писания? Наоборот, строго следует новозаветному учению. Служение народу и богу дармовым не бывает. И апостолы не ради идеи за Христом пошли, а чтобы «подмолотить» или, выражаясь нейтрально, поправить своё материальное положение – в жизни земной и заодно грядущей (вдруг и такая есть, то не прогадаешь). Апостол Пётр, как «фундамент» христианской церкви, сформулировал вопрос по-бухгалтерски точно: что же нам за это всё будет? Как это что? В СТОКРАТНОМ размере недвижимость и земли (причём уже в нынешней жизни!) и, конечно же, - ВЛАСТЬ («И сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк 22:30, Мф 19:28)). Кстати, за счёт брошенных отца, матери, детей.
Цитирую: «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы НЫНЕ, ВО ВРЕМЯ СИЕ, среди гонений, ВО СТО КРАТ БОЛЕЕ ДОМОВ, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и ЗЕМЕЛЬ, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк 10:29-30). Те же посулы стократных материальных благ у Матфея и Луки.
И вообще, «Трудящийся (жрец) достоин пропитания» (Мф 10:10). «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?» (1Кор 9:14). Пора бы знать!
Самая основа христианства – принцип платности (в широком смысле). Пастырям причитается за служение богу (наличными здесь и сейчас), пасомым - за хорошее поведение (по предъявлении векселей в виде будущего ВОЗДАЯНИЯ). Ни шагу не делается за просто так!
«Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо ВОЗДАСТСЯ тебе в воскресение праведных» (Лк 14:13-14). «И Отец твой, видящий тайное, ВОЗДАСТ тебе явно» (Мф 6:18).
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша НАГРАДА на небесах» (Мф 5:12).
«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам НАГРАДА?» (Мф 5:46).
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам НАГРАДЫ от Отца вашего Небесного» (Мф 6:1).
О христовом призыве (с одновременным советом подделывать долговые расписки) «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк 16:9) уже и не говорю. Можно продолжать, но закончу тоже цитатой (Ницше): «Принцип «христианской любви»: надо, чтобы в конце концов её ХОРОШО ОПЛАЧИВАЛИ». В точку! Любовь - и та оплачивается у христиан, а народ всё скулит об отсутствии какой-то совести у попов. Никак не уяснит, что христианство с совестью и стыдом ничего общего не имеет. Тут только сплошной бартер между божеством и его рабами, а благосостояние клира – комиссионные за посредничество в этой сделке. Чистая торговля.
Заметьте, евангельский Христос НИ РАЗУ не говорит о том, что совесть – мерило всего, что поступать хорошо надо не в ожидании награды, а потому что поступать плохо – стыдно. Слово «совесть» лишь один раз (!) в евангелиях упоминается, да и то в эпизоде, когда фарисеи, что хотели грешницу камнями побить, устыдились «обличаемы совестью». Была, значит, у людей той эпохи совесть (даже у «нехороших» фарисеев»), да только евангелистам эта категория была малоинтересна.
И для сравнения – язычник Сенека. Писал в те же времена (за несколько десятилетий до появления «высоконравственных» евангелий). Почувствуйте разницу.
«Вот в чём каждый должен убедить себя прежде всего: «Я должен быть справедлив БЕЗВОЗМЕЗДНО!»
«Злые дела бичует СОВЕСТЬ».
«По-моему, никто не ценит добродетель выше, никто не предан ей больше того, кто потерял славу человека добра, чтобы НЕ ПОТЕРЯТЬ СОВЕСТИ».
«Кто решил достичь блаженства, тот пусть помнит, что есть одно только благо – ЧЕСТНОСТЬ».
«Если мы поучаем кого-нибудь относиться к другу как к самому себе, верить, что враг может стать другом, стараться первому внушить любовь, а во втором утишить ненависть, мы прибавляем: "Это СПРАВЕДЛИВО и ЧЕСТНО". Но в честности и справедливости и заключается СМЫСЛ наших основоположений».
«Что нужды в молитвах? Сделай САМ себя счастливым! Это тебе по силам, если поймешь одно: благо лишь то, в чем присутствует ДОБРОДЕТЕЛЬ, а то, что причастно злу, ПОСТЫДНО».
Так что, вопреки мнению автора статьи, никакое служение богу попы и не продавали. Это всё равно что магазин порицать за ведение торговли. Клир действует в полном соответствии с законами рынка и Библии. А совесть? Ну а «совесть» см. выше – Сенеку. В Священное писание он как-то не попал (хотя, признаться, содрали с его текстов новозаветные писаки предостаточно).
В завершение цитатка из «Карманного богословия» барона П. Гольбаха: «СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ – это сословие, объявившее себя священным и распространившееся по всем странам для блага наших душ. Функция священнослужителей на этом свете – твердить нам о том свете, преследовать разум, изобретать и преподносить нелепые сказки, выводить из себя тех, кто отказывается им верить, и ПОЛУЧАТЬ ХОРОШЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА СВОИ ВЕЛИКИЕ УСЛУГИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ».
Что они и делают.

Ошибка (#32)